"Приструнить" гнев: Смогут ли закарпатцы "с умом" использовать деньги на дороги

Закарпатье не обошла традиционная сезонная проблема – вместе со снегом с дорог сошел и асфальт. Дороги области стали непроездными

Шеф-редактор региональной редакции Depo.Закарпатье
"Приструнить" гнев: Смогут ли закарпатцы…

На этой неделе одной из главных тем обсуждений в соцсетях на Закарпатье стали дороги. А точнее, их отсутствие, разрушение, недолговечность и другие традиционные для этого времени года проблемы. Потому что после морозов и снегопадов жителям области открылась ужасающая картина.

Неприятность эта типична не только для Закарпатья. Но тут в начале недели была попытка "бунта" из-за ужасных дорог: активисты и недовольные водители с разбитыми шинами пришли под стены здания Службы автомобильных дорог в Закарпатской области. Их интересовало, почему в области такое плохое состояние дорог и когда эту проблему будут решать. Возмущение вполне справедливое, но массовой поддержки акция не имела, как не имела и продолжения. Возможно, из-за того, что "бунтовать" и возмущаться начали представители общественной организации "Доста Закарпатья", лидер которой Павел Павлов – личность довольно скандальная и не имеет популярности среди закарпатцев. Он часто становится участником, к примеру, конфликтов с пограничниками или организатором сомнительных акций протеста по любому поводу – от вопросов о вырубке леса до "пересечки". Не обошлось без скандалов и нервозного поведения Павлова и на этот раз – во время акций протеста мужчина вел себя довольно агрессивно.

Реакция правоохранителей не заставила себя ждать: в суд подано ходатайство об избрании в отношении Павлова меры пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста на 60 суток. Ходатайство подано в рамках уголовного производства, открытого по ч. 3 ст. 296 УК Украины "Хулиганство", а именно за "грубое нарушение общественного порядка по мотивам явного неуважения к обществу, которое сопровождается особой дерзостью или исключительным цинизмом, связано с сопротивлением представителю власти, выполняющему обязанности по охране общественного порядка, или иным лицам, которые прекращали хулиганские действия".

Протестовать из-за дороги для закарпатцев – дело привычное. В прошлом году возмущенные жители не раз тревожили местную власть своими претензиями, перекрывая пути и требуя ремонта. К примеру, волна возмущений прокатилась по области в конце мая. Тогда в Виноградовском районе, в селе Сасово, люди день и ночь перекрывали центральную дорогу села, требуя проведения ремонта местных автодорог. Против митингующих выступил председатель Закарпатской ОГА Геннадий Москаль, возмущаясь, что, по его мнению, некоторые главы населенных пунктов Закарпатья превращаются в "активистов", и вместо того, чтобы решать проблемы своих деревень, устраивают акции протеста и выдвигают исполнительной власти различные требования.

Но как бы Москаль не реагировал, акции протеста подхватили и в других районах. Время от времени в разных уголках области люди перекрывали автомобильное движение, требуя немедленного ремонта. Москаль же, в свою очередь, начинал рассказывать, сколько всего делается для ремонта дорог, и поручал главному управлению Нацполиции в Закарпатской области дать правовую оценку блокирующим автомобильное движение. Были эти протесты эффективными, или нет – оценить трудно, но в прошлом году Закарпатская ОГА взяла за привычку каждую неделю по несколько раз отчитываться про отремонтированные отрезки дороги на территории области. На сайте ОГА и сайте Москаля постоянно появлялись сообщения о ремонте дорог в рамках Дорожного эксперимента.

Но на днях министр инфраструктуры Владимир Омелян в интервью "УНИАН" признал, что в прошлом году эксперимент, который предусматривает направление сверхплановых доходов таможен на ремонт и строительство автомобильных дорог, не был успешным. "В прошлом году эксперимент сработал плохо. Он еще действует. Но считаю, что проводить его было правильно в ситуации 2015-2016 годов, он неплохо сработал и в 2017 году, когда не было еще Дорожного фонда и стабильного финансирования. Важно, что мы сохранили Дорожный фонд как инструмент ключевого финансирования дорог и его философию, что с каждым годом поступления на дороги будут расти", – сообщил Омелян.

У Москаля объясняют ужасное состояние дорог недостаточным финансированием. Так, по информации ОГА, общая протяженность дорог государственного значения в области составляет 921,2 км. Они имеют свою специфику, отличную от других регионов Украины. 62% от общей протяженности этих дорог находятся в горной местности с 12 перевалами. Практически все они проходят вдоль рек и пересекают их, поэтому на дорогах расположено большое количество искусственных сооружений: мостов, трубопроводов, подпорных стенок и тому подобное. Для содержания дорог государственного значения в нормальном состоянии ежегодно следует проводить капитальный ремонт не менее 80 км и текущий средний – не менее 180 км дорожного покрытия. Для этого необходимо финансирование в размере около 4 миллиардов гривен ежегодно. Тогда как фактическое финансирование всей дорожной отрасли Закарпатья за предыдущие годы составляло около 200 миллионов гривен в год.

За два прошедших года значительная часть средств из "таможенного эксперимента" направлялась на капитальный и текущий средний ремонт дорог государственного значения "Мукачево – Рогатин" и "Нижние Ворота – Воловец – Межгорье". Однако во второй половине 2018 года таможни установили такие высокие плановые показатели, что перевыполнить их было невозможно, а с 2019 года "таможенный эксперимент" вообще не предусмотрен. "280 миллионов гривен, которые заложены для Закарпатья на 2019 год через Дорожный фонд, можно использовать на ремонт только областных и районных дорог. Ремонтировать на них дороги государственного значения – это нецелевое использование денег, за что предусмотрена уголовная ответственность. Фактически получается так, что большая часть дорог государственного значения, на которые облгосадминистрация не имеет никакого влияния, осталась без всякого финансирования", – подчеркивает Москаль.

Было решено обратиться в Кабинет Министров Украины о выделении средств резервного фонда государственного бюджета для выполнения первоочередных мероприятий по предотвращению возникновения на автомобильных дорогах общего пользования государственного значения чрезвычайной ситуации государственного уровня.

Несмотря на традиционные жалобы на отсутствие финансирования, в последние дни закарпатцы получили несколько обнадеживающих новостей. Во-первых, реагируя на возмущение людей на состояние автодорог "Киев – Чоп" и "Киев – Одесса", правительство выделило 550 млн грн на их неотложный ремонт. "Укравтодор" вскоре завершит их обследование и немедленно примется за наиболее аварийный, а когда позволят погодные условия, то и текущий ремонт. Поэтому люди могут ожидать ремонта трассы и в пределах Закарпатья.

А еще на этой неделе стало известно, что вскоре начнется восстановление дорожного покрытия трассы государственного значения "Мукачево – Рогатин", которая пролегает в пределах области. Это главная после трассы "Киев – Чоп" транспортная артерия Закарпатья, которая из-за отсутствия финансирования и хронического, многолетнего непроведения ремонтов буквально рассыпалась на части и во многих местах напоминает танкодром.

По словам председателя Закарпатской ОГА, за последние два года часть трассы отремонтировали за средства таможенного эксперимента (от Яблуницкого перевала через Раховский, Хустский и часть Виноградовского района). И эти участки выдержали уже две лютых зимы. Остальные трассы, особенно в Тячевском и Иршавском районах, практически непроезжие.

Вслед за этой новостью появилась еще одна – Кабмин рассмотрел обращение Закарпатской облгосадминистрации о крайней необходимости выделения средств на ремонт дорог государственного значения, которые находятся в катастрофическом состоянии. "Правительство хоть и не полностью удовлетворило потребность в средствах, но выделило дополнительное финансирование для Закарпатья. Ремонт дорог начнется после проведения тендерных процедур, как только позволят погодные условия. Дополнительные средства выделены в том числе и на мост через р. Теребля в пгт Буштино Тячевского района, на автодороге "Мукачево – Рогатин". Старый мост уже более десяти лет находится в аварийном состоянии, на достройку нового моста, который начали возводить еще в 2008 году, сейчас выделено 26,5 миллиона гривен", – отметил Москаль.

Возможно, это немного и приструнит "народный гнев". Судя по всему, закарпатцы уже в ближайшее время смогут увидеть ремонтников на дорогах. А до этого времени водителям снова придется мириться с катакомбами и внепланово ремонтировать свои машины. Остается верить, что когда-нибудь все же выделенные деньги будут использованы эффективно, ремонты дорог будут проводиться качественно и будут держаться не только от зимы до зимы.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme