Кто на новенького: Как филигранно "ушли" директора аэропорта "Ужгород"

Депутаты Закарпатского облсовета проголосовали за увольнение директора Международного аэропорта "Ужгород" Евгения Гапоненко

Шеф-редактор региональной редакции Depo.Закарпатье
Кто на новенького: Как филигранно "ушли"…

История с возобновлением работы аэропорта, который расположен буквально на границе с Европой, тянется уже давно. Закарпатцев время от времени забрасывают обещаниями, мол, будет и восстановление воздушного сообщения с Киевом и европейские лоукостеры заинтересованы в том, чтобы запускать с "Ужгорода" рейсы с умеренными ценами для пассажиров. Но все так и остается на уровне разговоров. Возлагали надежды и на нового директора аэропорта Евгения Гапоненко, которого назначили всего несколько месяцев назад, в июле 2017 года.

Но уже в ноябре, за несколько дней до проведения сессии областного совета, на заседании комиссии по вопросам законности, правопорядка, имущества и приватизации, регламента, на которую были приглашены и директора "Ужгорода", депутаты живо поинтересовались его видением развития и перспектив аэропорта. Мол, контракт с ним был заключен сроком на один год, а результатами его работы пока никто не доволен. Поэтому на сессию и был вынесен вопрос "Об увольнении директора Закарпатского областного коммунального предприятия "Международный аэропорт "Ужгород".

"Ужгородский аэропорт должен работать, и депутаты, и власти края делают все для этого. Но с Вашей стороны мы не видим конкретных движений по восстановлению полноценной работы аэропорта края", - аргументировал свою позицию руководитель Закарпатского облсовета Михаил Ривис.

Немного предыстории. Аэропорт "Ужгород" - единственный на Закарпатье и один из старейших аэропортов в Украине. Ранее аэропорт работал в направлениях "Ужгород - Киев" и "Будапешт - Ужгород". Однако уже больше года он не осуществляет никаких регулярных рейсов, только чартерные. Работа аэропорта приостановлена из-за окончания соглашения со Словакией на использование их воздушного пространства. Действовало оно с 1946 года и каждые 10 лет обновлялось. В июне прошлого года срок договора между Словакией и Украиной на диспетчерское обслуживание самолетов в Ужгородском аэропорту закончился.

В прошлом году председатель Закарпатской ОГА Геннадий Москаль направил письмо руководителю Европейского агентства по безопасности авиаперелетов (EASA) Патрику Ки с просьбой подключиться к решению проблемы Ужгородского аэропорта. Но получил такой ответ: "Еще в 2011 г. EASA обратилась к "Украэроруху" и департаменту по авиации Министерства инфраструктуры Украины с предложением подписать протокол намерений о допуске к аудиту EASA "Украэроруха" в аэропортах Украины, которые он сам определит. Однако "Украэрорух" так и не дал ответа на это предложение".

В результате, после окончания соответствующего соглашения между Украиной и Словакией, EASA не дало добро Словакии на диспетчерское сопровождение самолетов в Ужгородском аэропорту. Более того, территория для разворота самолетов в воздушном пространстве Словакии сокращена с 20 до 10 километров.

Следует отметить, что за полтора года депутаты облсовета выделили 13,5 млн грн. на аэродром из областного бюджета и Фонда регионального развития. За эти средства модернизировали взлетную полосу, которая после расширения готова принимать самолеты класса "Боинг" или "Аэробус". Отремонтировали терминал, установили новую ограду и закупили некоторую спецтехнику.

В сентябре 2017 года стало известно, что в Государственной авиационной службе Украины состоялись первые технические консультации по процедуре сертификации Государственного предприятия по обслуживанию воздушного движения Украины как провайдера аэронавигационного обслуживания по стандартам EASA. Получение такого сертификата является неотъемлемым условием для восстановления полноценной работы Международного аэропорта "Ужгород", в частности, осуществление полетов по приборам.

Также было договорено, что в ближайшее время "Украэрорух" направит в EASA заявку на сертификацию с необходимыми сопроводительными документами для оценки европейскими экспертами объемов работы и ее ориентировочной стоимости.

Уже через несколько дней Москаль заявил, что совещание в Министерстве инфраструктуры Украины при участии представителей Госавиаслужбы, EASA, уполномоченного органа по вопросам гражданской авиации Словацкой Республики, "Украэроруха" и Закарпатской ОГА относительно возобновления полноценной работы аэропорта "Ужгород" так и не принесло ожидаемых результатов.

"Согласно решению EASA, заявку на проведение аудита и сертификацию объектов должен подать "Украэрорух", из них первым определяется аэропорт Ужгорода, а все остальные EASA будет определять самостоятельно. Однако конкретные договоренности в этом вопросе не достигнуты. Для проведения аудита и сертификации Украина должна предусмотреть средства в Госбюджете на 2018 год, тогда как временные рамки своей работы EASA определяет самостоятельно. Это может быть период от 2019 до 2022 года", – отметил председатель ОГА.

В неофициальной беседе представители EASA сообщили, что оборудование регионального подразделения "Украэрорух", которое обслуживает аэропорт Ужгорода, очень устарело, фактически выведено из строя, поэтому его сертификация невозможна. Кроме того, представители уполномоченного органа по вопросам гражданской авиации Словакии подчеркнули, что после проведения аудита и сертификации еще необходимо подписать соглашение между правительствами Украины и Словацкой Республики, которое должно быть ратифицировано парламентами обеих стран.

В этом всем процессе местные чиновники, видимо, не увидели каких-то конкретных действий для решения проблем от директора аэропорта Евгения Гапоненко. После того, как информация о вынесенном на рассмотрение сессии вопросе увольнения директора и "жестком" совещании, где его "отчитали", была обнародована в СМИ, Гапоненко решил собрать пресс-конференцию.

Тут директор начал описывать, как аэропорт необходим для развития региона, его восстановление – дело времени и денег, и что ужгородский аэродром – не самый перспективный в Украине. А сейчас аэропорт просто ожидает европейский аудит. "Проводить сертификацию будут специалисты из Европы и это займет определенное время. Аэропорт - это не только взлетная полоса, это и сложный комплекс навигационного наземного оборудования и спецмашин. Все оборудование у нас еще советских времен, оно морально и технически устарело и требует замены", - отметил Гапоненко.

Однако, на вопрос относительно конкретных сроков – когда же будет проведен аудит, каковы его ожидаемые результаты, и когда закарпатцам можно ждать возобновления работы аэропорта и хоть какие-то рейсы – Гапоненко ответов избегал. Но отметил, что в процессе восстановления работы аэропорта и надеется на "политическую поддержку". При этом пообещал несколько "необычное" - на 4 декабря анонсировал встречу руководства аэропорта, представителей гостиничного бизнеса, туристических фирм и других заинтересованных организаций для выработки совместных действий относительно работы аэропорта в Ужгороде.

И уже 30 ноября депутаты Закарпатского областного совета таки "отставили" Гапоненко, проголосовав за его увольнение с должности директора Международного аэропорта "Ужгород". Более того, во время сессии было отмечено: директор аэропорта подал заявление на увольнение еще два месяца назад. "Ну, не хочет человек работать. Подал заявление на увольнение", - резюмировал Москаль, поэтому несколько странным выглядит желание Гапоненко развивать аэропорт, которое он озвучивал лишь несколько дней назад на пресс-конференции.

Какие бы не были его намерения, у аэропорта уже будет новое руководство. Соответственно, следует ожидать новые шаги для возвращения самолетов на аэродром. Москаль недавно отмечал, что поскольку восстановление полноценной работы аэропорта может затянуться на неопределенный срок, наиболее реально решить этот стратегический для Закарпатья вопрос, передав аэропорт в пользование авиаперевозчику из стран Евросоюза, который не требует сертификации EASA. Это можно сделать путем продажи через аукцион или другой предусмотренный законодательством способ. При этом следует предусмотреть долевую часть областного совета, на балансе которого находится Международный аэропорт "Ужгород", а одним из условий сделать обязательное введение регулярного авиасообщения между Ужгородом и Киевом. По его словам, заинтересованность в покупке Ужгородского аэропорта уже выразили несколько европейских авиаперевозчиков, в том числе лоукосты.

Каким путем будет развиваться, и будет ли развиваться вообще, ужгородский аэродром с будущим новым руководством - пока спрогнозировать трудно.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme