Пинок от президента: "Полетит" ли ужгородский аэропорт в 2018-ом

На прошлой неделе был подписан ключевой документ для возобновления регулярного авиационного сообщения с Закарпатьем - соглашение между "Украэрорухом" и EASA об аудите Ужгородского аэродрома

Журналист региональной редакции Depo.Закарпатье
Пинок от президента: "Полетит" ли ужгоро…

Ей-богу, экранизированная история об восстановлении работы единственного на Закарпатье аэропорта "Ужгород" стала бы блокбастером: закрученный сюжет, героев, как хороших, так и плохих, хватает, интриги плетутся, угрозы звучат, развязка затягивается, успешный финал "осуществляет" супермен. Правда, в реалиях до финала надо еще дойти.

Ужгородский аэропорт – единственный в Украине, который для взлета и приземления самолетов использует воздушное пространство соседнего государства (Словакии), которое является членом Евросоюза и работает по требованиям EASA. На сегодня аэропорт работает в ограниченном режиме без диспетчерского сопровождения. EASA категорически отказывалась предоставить разрешение словацким провайдерам обслуживать Ужгородский аэропорт до сертификации "Украэроруха" или его подразделения, который работает в Ужгороде, на соответствие требованиям Евросоюза.

Однако 10 июля произошло по-настоящему важное событие: "Украэрорух" и Европейское агентство по безопасности полетов подписали Контракт по сертификации "Украэроруха" в соответствии с нормами Европейского Союза. Сертификация "Украэроруха" инициирована Словацкой стороной в контексте создания условий для использования воздушного пространства Словацкой Республики при выполнении операций на аэродроме "Ужгород", а также признание "Украэроруха" провайдером аэронавигационных услуг на территории Словацкой Республики.

Подписание состоялось в присутствии Министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна во французском Страсбурге. Министр поблагодарил всю команду "Украэроруха", а также Европейское агентство по безопасности полетов за успешное сотрудничество, направленное на развитие украинской авиации в соответствии с европейскими нормами и стандартами. "Вопрос восстановления полноценной работы аэропорта "Ужгород" является приоритетным для Министерства. Мы получили конкретное задание от президента Украины – до конца 2018 года запустить авиасообщение с Закарпатьем", – отметил Омелян.

Можно было бы радоваться такой новости, но дело в том, что министр уже давал обещания "запустить" аэропорт. Еще осенью 2016-го Омелян уверял, что аэропорт заработает весной 2017-го. Этого не произошло. Однако весь 2017 год прошел под "эгидой" ужгородского аэропорта: совещания, встречи, переговоры, переписка, консультации, смотрины, смена руководителей и даже шантаж - чего только не происходило. Что касается самих перелетов, то аэропорт в 2017 году обслужил 182 пассажира, что в 7,7 раз меньше, чем в 2016 году. Уже четвертый год подряд "Ужгород" теряет пассажиров, а в прошлом году их количество достигло исторического минимума.

2017-ый отличился и количеством писем и обращений в различные инстанции с просьбами и даже требованиями "помочь", "посодействовать", "сдвинуть". В частности, депутаты облсовета время от времени напоминали Киеву о необходимости сохранить самый западный аэропорт государства. А итогом одной из многих встреч-совещаний, в которой принимали участие руководители области, представители Государственной авиационной службы Украины, Государственного предприятия "Украэрорух", стало совместное письмо Госавиаслужбы Украины в Закарпатской ОГА в адрес руководителя EASA Патрика Ки, в котором подтверждалась готовность к сертификации Европейской организацией авиационной безопасности аэронавигационных услуг, предоставляемых "Украэрорухом". Таким образом было выполнено главное требование, выдвинутое EASA к "Украэроруху" для восстановления авиадиспетчерского сопровождения словацким провайдером самолетов в Ужгородском аэропорту. "Если данное письмо не сработает, или "Украэрорух" каким-то образом "включит заднюю", мы возьмемся решать проблему Ужгородского аэропорта при помощи не Министерства инфраструктуры, а авиаструктур и авиаперевозчиков из Евросоюза", – жестко тогда заявил Геннадий Москаль, практически поставив условие, что не выпустит из зала никого, пока не будет принято конкретное решение.

С прошлого года областная власть активно начала поиски международных авиаперевозчиков, которые работают в странах Евросоюза, предлагая восстановить полноценную работу Ужгородского аэропорта собственными силами и запустить регулярные рейсы сначала между Ужгородом и Киевом, а затем и в других направлениях. Обращались к венгерским коллегам, у которых расположен аэропорт рядом, с предложением сдать им его в аренду. Генеральный консул Словакии также заверил, что на своем уровне лично подключится для решения проблемы аэропорта Ужгорода. Аэропортом заинтересовалась лоукост-авиакомпания Wizzair. Однако, дело с места не сдвинулось.

К полетам аэропорт технически готов. В течение 2016 – 2017 годов за средства государственного фонда регионального развития и софинансирования из областного бюджета реализованы проекты по реконструкции ограждения территории, капитального ремонта зданий ТП-2 (Огоньковая подстанция), ВОХР, накопителя (терминала), модернизации взлетной полосы, которая после расширения готова принимать самолеты класса "Боинг" или "Аэробус". За указанный период на аэропорт были направлены 27,9 млн грн, в том числе из областного бюджета 8,6 млн гривен.

С сентября прошлого года Госавиаслужба и EASA начали технические консультации по вопросам восстановления полноценной работы аэропорта "Ужгород". Их участники сосредоточились на обсуждении процедуры сертификации EASA провайдеров аэронавигационного обслуживания стран, не являющихся членами Евросоюза, ее сроков и возможных гибких подходов в зависимости от объема воздушного трафика и оперативной деятельности. В результате первой встречи была достигнута договоренность, что в ближайшее время "Украэрорух" направит в EASA заявку на сертификацию с необходимыми сопроводительными документами для оценки европейскими экспертами объемов работы и ее ориентировочной стоимости.

В этом году тема восстановления работы ужгородского аэропорта менее актуальной не стала. В феврале 2018-го Министерство инфраструктуры согласовало выделение 58 178 тысяч евро на проведение сертификации Государственного предприятия по обслуживанию воздушного движения Украины на аэродроме "Ужгород". А в апреле Омелян, в очередной раз находясь в Ужгороде, предложил алгоритм дальнейших действий. В частности, в апреле состоялись визиты Госавиаслужбы Украины и руководства Министерства инфраструктуры Украины в Словакию с целью отработки двустороннего соглашения на уровне госавиаслужб, а также в случае необходимости между правительствами двух стран. Переговоры касались урегулирования вопроса относительно захода самолетов на посадку в аэропорт Ужгорода. "Украэрорух прилагает сейчас все усилия, чтобы обеспечить необходимым навигационным оборудованием данный аэродром в шестимесячный срок. И мы исходим из того, что аэропорт Ужгорода должен быть готовым к зимней навигации в 2018-2019 годах", – пообещал чиновник.

Более того, министр инфраструктуры не исключил возможность строительства нового аэропорта на Закарпатье - речь шла о возможности появления таких инфраструктурных объектов в городах Хуст или Мукачево. И, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить относительно ужгородского. Восстановление полноценного функционирования аэропорта в областном центре должно осуществиться в этом году. По крайней мере, к обещаниям министра добавилось и конкретное задание президента.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme