Глас вопиющего с трибуны: Как депутаты Закарпатского облсовета пытаются "достучаться" до Киева

В четверг, 27 сентября, состоялось второе пленарное заседание 12-й сессии Закарпатского облсовета под председательством Михаила Ривиса

Журналист региональной редакции Depo.Закарпатье
Глас вопиющего с трибуны: Как депутаты З…

Последние заседания Закарпатского облсовета напоминают такой себе сборник обращений в высшие органы государственной власти в Украине. Чем дальше, тем больше убеждаешься в том, что львиную долю важных для западной области вопросов можно решить только в Киеве, с подачи Киева, с его "благословения".

На пленарном заседании Закарпатского областного совета 27 сентября депутаты в очередной раз подчеркивали, что центральные органы власти, то ли по каким-либо причинам не могут, то ли просто не хотят слышать обращения власти Закарпатья. Депутат облсовета, экс-глава закарпатской милиции Виктор Русин внес предложение, которое поддержали большинство коллег-депутатов: все обращения облсовета с наболевшими вопросами, касающимися жизни Закарпатья, персонально озвучить на выездном заседании Кабмина, пригласив в ближайшее время всех чиновников в Ужгород.

Реакцию Киева в Закарпатье будут ждать. Любую, лишь бы почувствовать, что столице все же не безразлично, чем живут закарпатцы, и "наверху" интересуются ими не только после какого-то очередного скандального видео. Кроме получения венгерских паспортов (которое, кстати, не является "открытием" последние лет семь), в Закарпатье есть немало других проблем. В итоге, повестка дня 2-го пленарного заседания 12-й сессии включала 24 основных вопросов и 6 обращений в высшие органы власти. Поэтому закарпатцы, в частности, просят о следующем.

Первым делом, это вопросы функционирования Международного аэропорта "Ужгород". "Жгучая" тема последних лет. Облсовет заинтересован в деятельности авиапредприятия и, как может, направляет усилия на его сохранение. На это выделяют деньги из областного бюджета, частично – из государственного. В частности, в 2016-м реализованы проекты по реконструкции ограждения территории; капитальному ремонту зданий ТП-2 (Огоньковой подстанции), ВОХРа, накопителя (терминала). В 2017-м проведен капитальный ремонт искусственной взлетно-посадочной полосы аэродрома. Исключительно закарпатских усилий не хватает. В то же время, на государственном уровне действует Государственная целевая программа развития аэропортов на период до 2023 года, целью которого является, кроме прочего, приведение инфраструктуры авиационного транспорта в соответствие с международными стандартами, обеспечение обретения Украиной статуса транзитного государства с учетом ее уникального географического расположения. Ужгороду средства тоже выделяли, но (по крайней мере, так говорят в областной власти) только на бумаге.

"К тому же, в течение действия Программы предусмотрено финансирование за счет государственных средств обеспечение развития коммунальных международных аэропортов: "Одесса" - 1679,9 млн грн; "Херсон" - 934,7 млн грн; "Запорожье" - 611,3 млн грн и т. д. Закарпатье же снова в стороне", - говорится в обращении к Кабмину, которое приняли депутаты. Они просят Владимира Гройсмана поручить Министерству инфраструктуры Украины проработать вопрос и внести изменения в программу развития аэропортов, предусмотрев ежегодное финансирование ужгородского аэродрома из государственного бюджета в объеме около 50-60 млн грн.

Кто крайний в ситуации с нефункционированием аэропорта определить сразу не так уж и легко. Сентябрьское совещание в Министерстве инфраструктуры Украины при участии представителей Госавиаслужбы, Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), уполномоченного органа по вопросам гражданской авиации Словацкой Республики, "Украэроруха" и Закарпатской ОГА относительно восстановления полноценной работы Международного аэропорта "Ужгород" не дало ожидаемых результатов. В неофициальной беседе представители EASA сообщили, оборудование регионального подразделения "Украэрорух", который обслуживает аэропорт Ужгорода, очень устарело, фактически выведено из строя, поэтому его сертификация невозможна. Кроме того, представители уполномоченного органа по вопросам гражданской авиации Словакии подчеркнули, что после проведения аудита и сертификации еще необходимо подписать соглашение между правительствами Украины и Словацкой Республики и ратифицировать парламентами обеих стран. Следовательно, как не крути, а проблему лишь в Ужгороде решить невозможно.

Кроме помощи аэродрому закарпатские депутаты просят правительство выделить средства на достройку противотуребкулезного диспансера в селе Апша на Тячевщине. Как указано в документе, в рамках Программы трансграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства "Польша-Беларусь-Украина 2014-2020" запланирована реализация крупномасштабного инфраструктурного проекта. Между Министерством развития и финансов Республики, который выступает органом управления программы, и департаментом здравоохранения Закарпатской облгосадминистрации – главным бенефициаром, 15 сентября 2018 года подписано грантийное соглашение на реализацию указанного проекта, цель которого – снижение заболеваемости туберкулезом на приграничных территориях Украины и Польши. Реализация проекта начинается с 1 января 2019 года и рассчитана на 3 года.

В обращении отмечается, что общий бюджет проекта составляет 6,4 млн. евро (в том числе софинансирование 10% или 640,0 тыс. евро на весь проект). Согласно бюджету проекта доля украинских партнеров составляет 5,4 млн. евро, а польских – 1,0 млн. евро. Софинансирование из грантовых средств составляет на три года 15 693,4 тыс. гривен. "Учитывая важность вопроса, просим предусмотреть в Государственном бюджете Украины средства в сумме 15 693,4 тыс. грн, в том числе на 2019 год – 12 129,1 тыс. гривен", - обращаются депутаты.

Также закарпатские избранники просят центральную власть отменить налог за лесные земли. Депутатов "зацепил" принятый 10 июля 2018 года Верховной Радой Украины Закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств", которым внесена поправка в Налоговый кодекс Украины, которая предусматривает земельный налог на все лесные земли. Как говорится в соответствующем обращении, расчеты демонстрируют, что только дополнительный земельный налог на год составит по области от 16 млн грн до 801,2 млн грн. При таких условиях при ставке земельного налога 0,3% треть предприятий будут убыточными, при ставке 1% – 15 предприятий из 20 будут убыточными, а остальные будут работать на грани убыточности. При ставке 5% убытки по управлению лесного и охотничьего хозяйства составят 285 млн грн, а все лесохозяйственные предприятия обанкротятся.

Такая ситуация приведет к необходимости повышать отпускные цены как на дрова топливные, так и на деловую древесину, а это ударит прежде всего по населению, социальной и бюджетной сферам, ведь большинство горных населенных пунктов не газифицированы и треть лесопродукции составляют дрова топливные.

Закарпатье не экспортирует круглую необработанную древесину, вся древесина реализуется на внутреннем рынке. Поднятие цены в 1,5-2 раза на деловую древесину внутренним потребителям сделает ее и изделия из нее абсолютно неконкурентоспособными и приведет к обвалу внутреннего рынка, упадку перерабатывающей отрасли и, соответственно, прекращению деятельности государственных лесохозяйственных предприятий ввиду отсутствия рынка сбыта. "Считаем, что дополнительное, экономически необоснованное налогообложение лесопользователей повлечет исключительно негативный результат и практически приведет к уничтожению лесной отрасли", - аргументируют свою позицию депутаты.

Нареканий на бездействие Киева, надо сказать, во время сессии звучало немало. Собственно, с них она началась, ими и закончилась. Правда, не все были справедливыми, а, учитывая приближение выборов, были и явно популистские. Тем не менее, количество судебных исков Закарпатской ОГА к высшим органам власти, можно сказать, "зашкаливает". Если ничего не изменится, данный поток не обмелеет. К примеру, Большая Палата Верховного Суда Украины своим постановлением от 8 мая этого года открыла производство по иску Закарпатской ОГА к Верховной Раде Украины по делу разгосударствления бывших винсовхозов. В апреле Верховный Суд по иску Москаля открыл производство относительно конституционности закона об ОТО. Закарпатская ОГА при помощи суда "выбивает" от Госказначейства средств на ремонт дорог. Также ОГА обратилась с административным иском в Закарпатский окружной административный суд с просьбой признать бездействие Кабмина относительно выделения средств на ликвидацию последствий паводков и судится с Минфином из-за отсутствия средств на противопаводковую защиту.

Киеву бы как-то озвучить свою позицию, потому что, может, Москаль и слышит по сто раз на день, но до ушей рядовых жителей области эти слова не долетают. А это уже нервы, злость и возмущение, мол, что же вы хотите от закарпатцев, если вы с ними даже не общаетесь. Вспоминают и мизерное количество "высоких" официальных визитов, и серьезное недофинансирование различных программ, и низкие зарплаты и пенсии, и (а это закарпатцы умеют) близость к более успешным странам ЕС, с которыми Закарпатье связывает тисячелетняя история.

ФОТО: пресс-служба Закарпатского облсовета

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme