Битва за связь с миром: Сможет ли Мукачево забрать у Ужгорода звание первого города Закарпатья

Ужгород и Мукачево часто конкурируют за звание условного "первого города" региона. За последний год Ужгород существенно отстал от конкурента в ключевых сферах
 

Шеф-редактор региональной редакции Depo.Закарпатье
Битва за связь с миром: Сможет ли Мукаче…

Два крупнейших города Закарпатской области – Ужгород и Мукачево – так соревнуются в звании лучшего, что об этом давно уже шутят местные. Если один из городов начинает праздник, то за ним повторяет другой, но уже со своими "уникальными" особенностями, если один устанавливает рекорд – второй обязательно его побьет. Если в одном посадят сто сакур, в другом вскоре высадят 150, потому что в весенний период Мукачево и Ужгород традиционно соревнуются за звание "сакуровой столицы". Но есть и более серьезные сферы, где распределение "главного" города существенно повлияет на жизнь региона. Одна из таких сфер – транспортная связь региона с внешним миром. Здесь очень быстро набирает баллы Мукачево и стремительно теряет Ужгород.

Прерванный полет

Ужгородский аэропорт, который имеет статус международного, долгие годы был единственным аэродромом Закарпатской области. Были и времена расцвета, и упадка, а то и вовсе переставал работать. Только за последний год аэропорт пережил и взлеты, и падения, которые в результате привели к забастовке. Аэропорт с октября не принимает рейсовые самолеты. Ранее директор Ужгородского аэропорта Руслан Лиис рассказывал, что аэропорт может опять прекратить принимать самолеты в связи с неподписанием межправительственного соглашения со Словакией.

Чтобы самолет продолжил летать в Ужгород, должно быть подписано межправительственное соглашение между Украиной и Словакией о предоставлении возможности ГП "Украэрорух" управлять частью воздушного пространства Словакии, что позволит выполнять полеты по приборам в районе аэродрома "Ужгород". Продолжить выполнять рейсы будет возможно только с весны. До времени подписания соглашения регулярное авиасообщение со столицей остановлено. Только в течение прошлого года аэропорт "трясло" неоднократно. В декабре, в конце 2018-го, аэропорт "Ужгород" получил сертификат EASA. Тогда отмечалось, что он возобновит полноценную работу. Долгожданный авиарейс по маршруту Киев – Ужгород был запущен 15 марта.

В мае компания "Мотор Сич" заявила, что осуществит последний рейс в Ужгород и обратно 10 мая, а с 17 мая рейсы не планируются. Самолеты выполняли рейсы буквально два месяца. С самого начала запуска авиасообщения было немало вопросов относительно доступности цены на самолет, ведь самый дешевый билет стоил от 2 тысяч гривен. А еще больше – относительно самого маршрута, ведь рейс из Киева до Ужгорода осуществлялся с двухчасовой пересадкой во Львове. 3 июня компания "Мотор Сич" возобновила рейс в удобном формате, без пересадки во Львове. Из-за активного спроса на рейс шла речь даже о том, чтобы заменить самолет на больший. Но все продолжалось недолго. В ноябре, когда аэродром уже не принимал рейсы, работники аэропорта объявили забастовку. Почти полгода людям не выплачивали заработанное. В такой ситуации – все сто работников аэропорта. Из-за невыплаты заработанного почти тридцать сотрудников аэропорта написали заявления на увольнение.

Аэропорт – на балансе областного совета. Решение выделить 8 миллионов гривен государственной субвенции на содержание учреждения поддержали депутаты. Как рассказал председатель Закарпатского облсовета Михаил Ривис, средства на счете аэропорта заблокировал Антимонопольный комитет. Мол, подтверждение на использование этой суммы должны предоставить в АМК в Киеве. "Все, что надо от Антимонопольного комитета, – это собрать комиссию, признать, что средства, которые предоставил областной совет, – это не нарушение антимонопольного законодательства", – говорит Ривис.

В областном отделении Антимонопольного комитета об этом ничего не знают. "Нет ни одного заявления, мы не накладывали никаких санкций, никаких блокировок счетов, мы не имеем никакого отношения к выдаче заработной платы аэропорта Ужгород", – сказал председатель Закарпатского отделения Антимонопольного комитета Украины Виталий Шаленик.

В начале декабря первый заместитель председателя Закарпатской ОГА Алексей Гетманенко встретился с представителями трудового коллектива ЗОКП "Международный аэропорт Ужгород" – председателем стачкома и председателем профкома предприятия. Чиновник заверил, что власти региона будут решать вопрос разблокировки средств предприятия Антимонопольным комитетом. После достигнутой договоренности, забастовочный комитет предприятия принял решение об отложении забастовки до решения вопроса.

А тем временем в Мукачево...

Мукачево такая ситуация с ужгородским аэропортом очень на руку. Амбиции создать в Мукачево современный аэропорт, своеобразный транспортный центр региона, были давно. Сейчас же они вполне реальные.

Несколько месяцев назад начались активные разговоры относительно восстановления старого заброшенного аэропорта в Мукачево и превращения его в современный авиатранспортный объект. Старый мукачевский аэропорт тоже пережил немало перипетий. Во времена СССР это был военный аэродром в составе истребительно-авиационного полка, на нем базировались сверхзвуковые самолеты МиГ-27 и МиГ-29. Аэропорт возле Мукачево общей площадью 196 гектаров считался одним из лучших на западной границе Советского Союза. При необходимости на взлетной полосе размером 2500х40 метров могли в любое время приземлиться грузовые и пассажирские самолеты типа Ил-62, Ил-76, Ту-204 и даже Боинг-737. Также аэродром был оборудован мощными складами горючего, десятками ангаров, современной инфраструктурой противовоздушной обороны и радиолокационной станцией.

Эксплуатация военного аэродрома завершилась в 1993 году. С того времени множество раз выносились решения по аэропорту, менялись "хозяева". В июне 2005 года областной совет своим решением №564 передал на баланс Мукачево целостный имущественный комплекс Мукачевского аэродрома "для обустройства гражданского аэродрома с соответствующей инфраструктурой". По заявлениям тогдашних чиновников, современный авиакомплекс должен был появиться в городе до 2016 года.

Передавая в 2005 году бывший военный объект, областные депутаты определили целевое назначение имущественного комплекса – обустройство гражданского аэродрома. Однако со времени начала работы в его штате находились лишь директор, бухгалтер и охранники. Конечно, с таким количеством работников надежды на хоть какое-то развитие было мало. Да и сохранить материальную базу, которая еще с момента передачи находилась в ужасном состоянии, уже не говоря о каком-то улучшении, тоже не удалось.

Мукачевский городской совет только с 2013 года начал утверждать меры по повышению эффективности функционирования аэропорта, однако до их реализации так и не доходило. В 2015 году депутаты приняли решение о ликвидации предприятия. Это решение тоже не спешили выполнять.

И вот в этом году у бывшего министра инфраструктуры Владимира Омеляна еще в августе было принято решение начать работу над изменениями в постановление Правительства 126, которым одобрена Государственная программа развития аэропортов до 2023 года, и уже с 2020 года начать проектирование и строительство аэродромного комплекса "Мукачево".

"Результаты относительно софинансирования ожидаем от МОУ, так как взлетно-посадочная полоса будет двойного назначения", – сообщил тогда заместитель Омеляна Юрий Лавренюк. Он также отметил готовность Мукачевской ОТО привлечь инвестора и в рамках ГЧП строить новый пассажирский терминал. "Пока мы пытаемся полноценно урегулировать работу аэропорта "Ужгород" путем подписания Соглашения между правительством Словакии и Украины, необходимо внедрять альтернативные варианты и развивать внутреннее авиасообщение в государстве путем развития региональных аэропортов", – подытожил Лавренюк.

Председатель Закарпатской ОГА Игорь Бондаренко во время своей первой пресс-конференции лестно отозвался об идее строительства аэропорта в Мукачево. "Локационно это целесообразно было бы сделать именно там. Это будут два аэропорта или каким образом – другой вопрос. Скажу так – нам для Закарпатья нужен один аэропорт, нам не нужны два", - сказал Бондаренко.

12 ноября нынешний министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий во время презентации планов МИУ на ближайшие пять лет подтвердил: "Со следующего года начинаем реконструировать аэропорты Днепр, Мукачево, Измаил".

Не полетами едиными

Аэропорт в Мукачево - объективно более удачная идея, в первую очередь для жителей области: в Мукачево удобнее добираться из районов. К тому же Мукачево уже наладило железнодорожное транспортное сообщение с европейскими городами– курсируют поезда в Будапешт и Кошице.

Для этого нашлись деньги, чтобы проложить европути и возвести специальный перрон возле мукачевского вокзала: за счет "Укрзализныци" установили 40 км рельсов и платформу, обустроили место для ожидания. Местный бюджет профинансировал ремонт прилегающей дороги на ул. Вокзальной. В этом была заинтересована власть города, которая очень активно использует "фишку" "Мукачево – транспортный центр".

В то же время в Ужгороде с этими вопросами – никаких сдвигов. В такой важной области город, который вроде и делает ставку на развитие туризма, существенно проигрывает Мукачево. Поэтому следующий год, не исключено, наглядно покажет, какой город на Закарпатье первый.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme