Как ретро-паровоз по-легинськи вдохнул жизнь в столетнюю "Анцю Кушницкую"

Боржавская узкоколейка, которая является одним из символов Закарпатья, требует возрождения

Как ретро-паровоз по-легинськи вдохнул ж…

В пятницу, 4 августа, старенький паровоз ГР-280, который прибыл в Закарпатье в июле, потрудился на славу: по боржавской узкоколейке он добросовестно тянул три пассажирских вагона из города Виноградова до села Хмельника. Первый туристический рейс пилотного проекта Министерства инфраструктуры Украины при поддержке Закарпатской облгосадминистрации совместно с партнерами из Германии и Швейцарии "Исторический поезд на Боржавской узкоколейке" состоялся.

Боржавская узкоколейная железная дорога в народе называется "Анця Кушницкая" – одна из действующих узкоколейных железных дорог в Украине, в пределах Иршавского, Береговского и Виноградовского районов Закарпатской области.

Общая протяженность железной дороги – 123 км, ширина колеи – 750 мм.

Первая очередь Боржавской узкоколейки введена в эксплуатацию 23 декабря 1908 года. Железная дорога использовалась прежде всего для перевозки древесины с горных массивов Полонины Боржава и Большой Дол в Закарпатскую низменность для дальнейшей транспортировки и переработки.

Поезда Боржавской узкоколейки успешно эксплуатировались и развивались в разном формате. Сначала это было частное предприятие в виде акционерного общества с названием "Хозяйственная Железная дорога Боржавской Долины", которое функционировало в 1923. С 1923 по 1938 г.г. железная дорога находилась в составе Чехословацких государственных железных дорог. После Венского арбитража 2 ноября 1938 г. южная часть Закарпатья перешла к Венгрии, а правительство автономной Карпатской Украины в составе Чехословакии перенесло столицу в город Хуст. Таким образом, Боржавская железная дорога была формально разделена на две части и оказалась в составе двух государств.

Граница проходила неподалеку от станции Хмельник Иршавского района, возле которой располагался таможенный пост. Несмотря на данные обстоятельства, железная дорога продолжала функционировать. В марте 1939 г. во время приобретения автономии Подкарпатской Русью сущесствовали попытки создать самостоятельные Карпато-Украинские железные дороги, на пути создания которых стала Вторая мировая война. С 1939 по 1945 годы линия эксплуатировались Венгерской государственной железной дорогой.

В советской время пассажирская роль железной дороги постепенно сокращалась, в частности, на участке Берегово — Хмельник пассажирское движение прекратилось в 1983-1984 гг., все промежуточные станции и разъезды были разобраны. Тогда же прекратились пассажирские перевозки на участке Берегово — Кушница.

В середине 1990-х годов узкоколейная железная дорога понесла большие потери из-за отсутствия заказов на грузовые перевозки. С 2004 года ее постепенно начали демонтировать и сегодня пассажирское сообщение по узкоколейной железной дороге осуществляется только на отрезке Хмельник—Виноградов.

Такая ситуация не устраивала многих закарпатцев, поэтому энтузиасты начали активно бороться за узкоколейку. Понимая уникальность Боржавской железной дороги, с более чем столетней историей, общественные активисты активно привлекали внимание к проблемам узкоколейки, популяризации ее среди населения, проводили десятки акций против закрытия и демонтажа железной дороги.

И вот поезд тронулся.

"Анця Кушницкая", как никогда раньше, старалась понравиться пассажирам. Ретро-паровозу, очевидно, она понравилась, потому что он тянул вагоны без перебоев. В первый рейс его "заправили" буковыми дровами из Береговского лесхоза.

И закарпатцы, и туристы были в восторге и не скрывали своего восхищения. Все было по-настоящему: громкое чмихання, пронзительный сигнал и угольный дым из трубы ретро-паровоза.

По дороге паровоз сделал пять остановок, одну из которых "внеплановую". Через 100 метров после начала движения поезд остановили "вооруженные нацисты", чтобы проверить, нет ли среди пассажиров "зайцев". По ходу паровоза билеты проверяли еще две группы контролеров – "чекисты" в голубых фуражках и "вооружены воины УПА", которые особенно придирчиво интересовались, нет ли среди пассажиров москалей. Одного все же удалось найти - среди пассажиров первого рейса присутствовал губернатор Геннадий Москаль.

Первый туристический рейс ретро-паровоза удался и показал, что Боржавскую узкоколейку, которая является одним из символов Закарпатья, необходимо возродить. "Анця Кушницкая того стоит". А пока, только до конца августа, в выходные и праздничные дни, ретро-паровоз будет курсировать по узкоколейке между Иршавой, Хмельником и Виноградовом. Он будет тянуть три пассажирских вагона и один грузовой для велосипедов, мелкого груза и организации общественного питания.

Фото: пресс-служба Закарпатской ОГА, Вorzhava-railway.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme