Вперед в прошлое: Как закарпатцы воссоздали в сельской школе уроки трех эпох

Для Закарпатья история школ общая, большинство из них такими этапами и развивались: церковные, потом венгерские государственные, потом – чешские и советские

Вперед в прошлое: Как закарпатцы воссозд…

Колочава – село 10 музеев и 20 памятников, поэтому эстетическое удовольствие от пребывания в этом действительно волшебном закарпатском селе можно получить через край - скучать здесь некогда. Depo.Закарпатье уже рассказывало, что можно увидеть в Колочаве, минуя, правда, один уникальный музей – "Старая школа".

Ошибается тот, кто думает, что в школьном музее скучно. Ничего подобного! В колочавском – интересно и весело. За несколько часов здесь можно не только рассмотреть экспонаты, но и стать участником событий: сельские энтузиасты вживую воссоздадут уроки трех эпох с учителями, учениками, домашними заданиями, ответами и оценками. Театрализованное действо – "изюминка" школьного музея.

Для Закарпатья история школ общая, большинство из них такими этапами и развивались: церковные, потом венгерские государственные, потом – чешские и советские. Музей в Колочаве детально демонстрирует эти этапы.

Древнейшая школа-музей – "Церковная школа". В те времена для небольшого количества школьников были два варианта обустройства школы – летний и зимний. В жаркую погоду с детьми занимались на улице. Уроки проходили в саду, где были поставлены скамейки и длинные столы. Когда было холодно, занимались в доме.

фото А.Семенюк

Обычно церковный приход снимал комнату у кого-то из местных. В Колочаве есть дом одинокой бабушки, который некогда служил местным детям школой. Для родителей это было удобно: хозяйка могла приготовить детям обед. Мамы часто передавали через школьников продукты, особенно те, кто жил далеко от школы.

В музее "Чешская школа" воссозданы условия обучения детей чешского периода истории Колочавы.

В начале мая 1919 года вся территория Закарпатья была оккупирована буржуазной Чехословакией и боярской Румынией. Согласно Сен-Жерменскому договору от 10 сентября 1919 года, Закарпатье вошло в состав Чехословакии под названием Подкарпатская Русь. В чешский период в Колочаве был отмечен наибольший рост культурно-образовательного уровня развития села.

Чехословацкое правительство и органы власти Подкарпатской Руси получили тяжелое наследие в области образования от австро-венгерского господства. Государственная школа в Колочаве не работала.

Емельян Скиба, которого Мукачевская епархия направила в Колочаву 17 сентября 1918 года, учил детей в церковной школе, а затем – с 1923 года - в государственной чехословацкой школе. Был несколько лет единственным учителем в селе. Работал в две смены, ведь каждый день школу посещали 147 детей. Однако один он не мог научить все село, а значит уровень образования в высокогорной Колочаве был низким. Чтобы хоть немного ликвидировать безграмотность, были организованы курсы для неграмотных.

Начиная с 1923 года, в Колочаве заложена государственная чехословацкая школа – народная, с русинским языком обучения.

Государственная общеобразовательная школа с чешским языком обучения впервые открыла свои двери в 1931 году. Посещали ее в основном дети местных евреев, а также представителей чешской власти – нотариуса, чиновников и жандармов, которых направили на Закарпатье из Чехии. Их дети не знали местного языка, а следовательно не могли посещать школу с русинским языком обучения. Закрыли школу в 1938 году. Несмотря на то, что чешская школа просуществовала всего 7 лет, она оставила заметный след в истории села.

Музей "Советская школа" – первая школа-музей на Закарпатье, который передает атмосферу обучения детей в 60-70-х годах прошлого века. Его обустроили в 2006 году в знак благодарности всем учителям, которые проработали здесь более 30 лет.

В течение 40-50-х годов прошлого столетия на Закарпатье с "большой Вкрайины" (так говорили колочавцы) были направлены около 5 тысяч учителей. Более 250 учителей этой генерации попали и в колочавские школы. Когда они приехали на Закарпатье, здесь была закрытая зона. Въезд и выезд из области разрешался только по специальным пропускам.

Учителям запрещалось уезжать куда-то с места работы без отдельного разрешения. Через несколько лет эту норму сняли, и в 1953 году начался массовый выезд учителей домой. в свои области. Закарпатское областное управление образования было вынуждено снова целыми "эшелонами" завозить молодых педагогов из центральной и восточной Украины. Началась своеобразная вторая волна "украинских учителей". Кстати, в школьном дворе музея стоит единственный в Украине памятник "Учительнице из Вкрайины". Он посвящен всем учителям, которые в послевоенные годы приехали на Закарпатье из центральной и восточной Украины поднимать уровень образования в горных селах.

Экспонаты "большого" класса демонстрируют, чем занимались школьники: пользовались чернильницами и перьями, считали на счетах, слушали патефон и грелись возле старой печки. В "малом" классе — атрибуты идеологического воспитания молодежи: флаг комсомольской организации, портрет Володи Ульянова, красный уголок. Все возвращает во времена, когда на школьные линейки звали горны и барабаны, а биографии коммунистических вождей изучались по школьной программе. В "кабинете директора" уже давно не звонит телефон, не работает печатная машинка и не играет радиоприемник. Но в шкафу сохранена вся документация, а на рабочем столе директора — "Школьная хроника", которую начали еще во времена Австро-Венгрии.

Впрочем, школьная хроника еще не дописана. Ее дополняют истории уже новой школы и новых учеников. Станут ли они героями нового музея – покажет время.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme