Удачный рестарт: Как в Ужгороде удалось восстановить работу самой короткой в Украине узкоколейки

В областном центре Закарпатья открыли новый сезон работы Детской железной дороги. А еще совсем недавно кадры, сделанные на территории узкоколейки, были пугающими

Шеф-редактор региональной редакции Depo.Закарпатье
Удачный рестарт: Как в Ужгороде удалось…

Уже снова традиционно весной в Ужгороде для детей организовывают большой праздник - открытие работы Ужгородской детской железной дороги. Данный транспортный объект хорошо известен каждому ужгородцу и является одним из символов города. Длина узкоколейки - 1,2 км, она является самой короткой в Украине. На старт сезона собираются немало местных, семей с детьми, которые приобщаются к "работе" - становятся маленькими железнодорожниками.

Но праздничное настроение на ней царило не всегда. Со времени запуска детской узкоколейки, в 1947 году, железная дорога действовала без перерыва 62 года, однако в 2009-м из-за нехватки финансирования ее закрыли.

Активные работы по восстановлению объекта начались в 2016 году. А этому предшествовала длительная бюрократическая процедура. Поэтому, когда три года назад, работники все же взялись за ремонт подвижных и неподвижных объектов узкоколейки, скептиков, которые не верили в успех дела, было немало.

Тогда, в 2016 году, на железной дороге заменили железнодорожное полотно, поменяли шпалы, отремонтировали начальную станцию, восстанавливали прилегающую территорию. Истинным зрелищем стала замена старого локомотива восстановленным, работающим. Его привезли из Береговского депо.

Основную часть финансирования ремонтных работ взяла на себя Львовская железная дорога. Еще часть денег выделил Ужгородский городской совет. Документ, подтверждающий готовность власти финансировать работы на железной дороге, мэр Богдан Андреев подписал еще 25 мая 2016 года. Активисты тогда сетовали, мол, документ подписал, а на железной дороге никто из власти не появлялся. Мэр активистов услышал: 3 июня осмотрел, как проводится ремонт и благоустройство вагонов, колеи и территории детской железной дороги. Обсудил вопрос необходимых работ и дальнейшего функционирования аттракциона для детей с и. о. регионального филиала "Львовская железная дорога" ПАО "Укрзализныця" Иваном Груником и начальником Ужгородской дирекции железнодорожных перевозок Александром Пушкашем. Речь шла не только о финансировании: мэр озаботился безопасностью посетителей аттракциона и привлечением школьников к работе кружка юных железнодорожников.

К сожалению, многолетняя история "жизни и смерти" узкоколейки не раз доказывала, что заинтересованность к ней со стороны руководителей и политиков была временной и слишком популистской – в основном, с целью желания стать более симпатичным для народа. Итак, коротко об истории дороги.

Детская железная дорога была открыта в августе 1947 года, в День железнодорожника. Тупиковый путь длиной 1,1 км протянулся по берегу реки Уж в центре города от бывшей Ужгородской синагоги (теперь органный зал) в восточной части Ужгородского ботанического сада. На дороге существовали две станции – "Сталинская" и "Парк". Сначала на железной дороге работали паровоз и два деревянных вагона. Немного позже дорога получила еще один паровоз, тепловоз ТУ2 и вагоны Pafawag.

После развенчания культа личности Сталина станция "Сталинская" была переименована в "Пионерскую". Тогда же дорогу оборудовали полуавтоматической блокировкой.

"На перроне станции "Сталинская" Малой закарпатской железной дороги большое оживление – идет посадка пассажиров. Возле вагонов дети в форме железнодорожников проверяют билеты. "Внимание! – раздается голос диктора радиостудии станции Светланы Кузьменко. – Через две минуты поезд номер сорок четыре трогается по направлению к станции "Парк". Веселые юные пассажиры выглядывают из окон вагонов. Сколько же счастья светится в их глазах", – именно так в 1953 году сообщила о работе ужгородской детской узкоколейки газета "Закарпатская правда".

И далее: "Здесь дети проходят настоящую школу практической работы на железной дороге, приобретая навыки по специальностям стрелочников, проводников, обходчиков пути, контролеров, дежурных по станции, машинистов. Для того, чтобы получит возможность работать на нашей железной дороге".

В 1990-х годах станция "Пионерская" изменила свое название на "Молодежную".

Время от времени дорога страдала от наводнений, поскольку расположена на берегу реки Уж. Именно поэтому, начиная с 2000-х годов, неоднократно предпринимались попытки ее закрытия.

В 2008 году, за несколько дней до начала сезона, было объявлено о закрытии дороги. Тогда же началась другая жизнь узкоколейки - реанимационная. Однажды, она даже "ожила".

В 2009 г. областная организация одной из политических партий инициировала акцию по возрождению детской железной дороги. Торжественное открытие железной дороги с насыщенной развлекательной программой для малышей состоялось 1 августа. Правда, работала она недолго – зимой ее, конечно, закрыли, а весной работу уже не возобновляли. Далее демонстрировались исключительно "благие намерения".

В 2011 году в Ужгороде во время встречи руководителя Львовской железной дороги Богдана Пиха с бывшим главой Закарпатской ОГА Александром Ледидой и городским главой Виктором Погореловым говорилось о намерении Львовской железной дороги передать детскую узкоколейку местной власти.

В 2013-ом на сессии Ужгородского горсовета депутаты решили принять в коммунальную собственность железную дорогу для реконструкции и восстановления. Но дело не сдвинулось с мертвой точки. 2014 год: Программа экономического и социального развития г. Ужгорода декларирует в числе основных задач на 2014 год в рамках программы Норвежской финансовой помощи сформировать и представить на рассмотрение проект "Реконструкция и восстановление работы Ужгородской детской железной дороги".

Три года велась переписка между управлениями и ведомствами. В частности, областная администрация поддержала позицию Ужгородского горсовета, о чем написала соответствующее обращение в Мининфраструктуры. Одним из последних писем – в 2014 году министерство инфраструктуры Украины поручило государственной администрации железнодорожного транспорта подготовить и предоставить министерству соответствующий проект распоряжения Кабинета Министров Украины. В 2015-ом на совещании бывших глав ОГА Василия Губаля и облсовета Владимира Чубирко, первого заместителя начальника "Львовской железной дороги" Александра Ефименко, начальника подразделения "Ужгородская дирекция железнодорожных перевозок" Александра Пушкаря предлагалось передать железную дорогу в коммунальную собственность. И снова – ноль и вечная констатация от руководителей: "У Львовской железной дороги стоит вопрос о передаче".

Очередная надежда реанимировать железную дорогу затеплилась в январе 2016-го. Губернатор Закарпатья Геннадий Москаль пообещал занести в Кабмин проект решения о передаче детской железной дороги на баланс Ужгорода. "Если для того, чтобы город взял на баланс детскую железную дорогу, необходимо лишь решение Кабмина, мы его подготовим. Под лежачий камень вода не течет! В течение трех лет нельзя написать один документ? Я лично занесу проект решения в министерство, чтобы сохранить историю города", – заявил Москаль и поручил управлению туризма подготовить соответствующий документ, чтобы во время ближайшего пребывания в столице наконец-то уладить данный вопрос.

И в итоге удалось: детскую железную дорогу в Ужгороде передали на баланс города. "Все формальности по передаче дороги на баланс Ужгорода "Укрзализныця" выполнила", - отчитался Москаль.

Таким образом, уникальный для области объект, который годами бездействовал, запустили. И уже в первый сезон работы восстановленной железной дороги в течение летнего сезона были перевезены более 56 тысяч пассажиров. Работает успешно Ужгородская железная дорога и сегодня. Несмотря на интерес к объекту со стороны туристов и местных жителей, хочется верить, что второго упадка короткой уникальной узкоколейки Украины не произойдет.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme