Зачем закарпатские водители закрыли границу с ЕС

Закарпатцы снова наделали шума: заблокировали пункты пропуска на границе, чтобы отстоять права владельцев авто с иностранной регистрацией

Зачем закарпатские водители закрыли гран…

Жители Закарпатья близость границы используют, как только могут. Согласно неофициальной статистике, в области около 40 тысяч владельцев авто с иностранной регистрацией. Люди покупают более-менее приличные машины в соседний странах (там "добротное" авто можно купить в пределах 2,5-5 тысяч евро) и ввозят на территорию страны без растаможки, которая стоит безумных денег.

Вот только право находиться на территории Украины такое авто имеет не более пяти суток (раньше было десять, еще раньше - месяц). Поэтому закарпатцы на этих автомобилях вынуждены каждый раз ездить на пункты пропуска, на "пересечку" – чтобы получить отметку о выезде-въезде. Неудобно – да, потеря времени - безусловно. Но, учитывая близость границы (Ужгород, к примеру, расположен на границе со Словакией), закарпатцы к такому способу попривыкли, авто с иностранной регистрацией становится все больше. Можно понять: отечественный автопром в довольно плачевном состоянии, а купить растаможенное европейское авто сегодня – невиданная роскошь.

В Ужгороде несколько лет назад создали общественную организацию "ЗАВТРА" - Западноукраинскую ассоциацию владельцев транзитных автомобилей, для защиты прав владельцев автомобилей с иностранной регистрацией. Члены организации провели несколько десятков акций, круглых столов и пресс-конференций по вопросам очередей на границах Украины и ЕС, относительно защиты прав пользователей автомобилей на иностранной регистрации, изменений режима движения в пунктах пропуска. Также организовали сбор подписей в поддержку ряда законопроектов, разработали собственный законопроект относительно временного ввоза автомобилей с иностранной регистрацией, который все же был проигнорирован народными депутатами. К слову, некоторые закарпатские нардепы время от времени поднимали вопрос "пересечки", обещая упростить процедуру для автовладельцев, но до конкретных результатов так и не дошло.

Словом, владельцы машин всячески стараются облегчить себе жизнь. Но недавно на границе таможенники решили иначе: если раньше можно было показать справку из СТО о поломке машины, и это давало право несколько увеличить пятидневный срок между "пересечками", то теперь каждый должен подавать письменное заявление в таможню до того, как началась "просрочка". По словам водителей, это объясняется непонятным "указанием сверху". Впрочем, в пресс-службе закарпатской таможни уверяют, что такой порядок действует в Украине еще с 2012-го года. Согласно нему, будто бы, если произошла авария или другой факт, владелец авто должен обратиться в таможенный орган с письменным заявлением. Это заявление должно содержать сведения, дающие возможность идентифицировать транспортное средство как такое, что находится под таможенным контролем, а также информацию о времени, месте, обстоятельствах и последствиях аварии или действии обстоятельств непреодолимой силы. После этого таможенники проводят осмотр территории или иного места, где находится или находилось авто.

Руководитель ОО "ЗАВТРА" Павел Билецкий заявил, что из источников на таможне стало известно, что вообще планируется уменьшить срок пребывания авто до трех дней. Поэтому автовладельцы решили провести собрание, чтобы определиться с тем, что делать дальше.

"О блокировании границы никто из организаторов не говорил и не намекал. В процессе дискуссии часть присутствующих высказалась за посещение администрации Закарпатской таможни, что возле границы. В результате получилась акция по блокировке, к которой мы присоединились", - отмечает Билецкий.

Так, 9 марта автомобилисты заблокировали пункт пропуска "Ужгород" на украинско-словацкой границе. Позже в Тячевском районе водители анонсировали акцию на границе с Румынией, в пункте пропуска "Солотвино". А впоследствии были перекрыты все автомобильные пункты со Словенией – митингующие заблокировали КПП в Малом Березном.

Некоторое время закарпатская власть игнорировала митингующих. К активистам не вышли ни представители власти, ни таможни.

"Впоследствии таки пришел Москаль. Повеселил нас немного и лично мне вселил надежду в какие-то изменения. По крайней мере есть уже одно четкое обещание отменить эти мутные манипуляции со справками с СТО. После этого я лично предлагал закончить акцию и, несмотря на завтрашние переговоры, принять решение о ее возобновлении или наоборот. Но часть коллег-автомобилистов решили остаться, и пошли блокировать грузовой отдел, через который пограничники пропустили очередь, которая образовалась за целый день. Параллельно, без нашей координации, по собственной инициативе автоиностранцы "закрыли" Березный и "Солотвино", - отмечает руководитель "ЗАВТРА".

Суперечливе блокування: Як закарпатці закривають кордон з ЄС, щоб мати європейські автівки - фото 1

Блокирование продолжалось сутки. В результате на границе образовались длинные очереди. Стоит сказать, закарпатцы отнеслись к такому способу протеста неоднозначно: в соцсетях спорили и возмущались, ведь "остановка" границы для многих вылилась в потерю времени на границе, срыв планов и тому подобном.

Суперечливе блокування: Як закарпатці закривають кордон з ЄС, щоб мати європейські автівки - фото 2

На следующий день, 10 марта, губернатор Геннадий Москаль, руководство Закарпатской таможни и пограничники встретились с представителями владельцев автомобилей с иностранной регистрацией. В результате - договорились разблокировать границу.
Также создали рабочую группу из представителей "иностранных" автомобилистов и Закарпатской таможни. Группа в сжатые сроки (до обеда пятницы, 11.03) разработает предложения относительно приведения законодательства Украины в соответствие к Стамбульской конвенции, которая регламентирует порядок временного ввоза автомобилей с иностранной регистрацией на территорию других стран.

До решения вопроса "пересечки" на законодательном уровне, владельцы автомобилей с иностранной регистрацией будут пересекать границу по теперешнему законодательству – каждые пять дней. При этом таможня, как и ранее, будет принимать во внимание справки из станций техобслуживания относительно поломок автомобилей и считать их основанием для отсрочки пересечения границы. Но, со своей стороны, будет проверять такие справки, и в случае их недостоверности будет налагать на нарушителей штрафы, предусмотренные законодательством.

Москаль же пообещал лично продвигать изменения в законодательстве, используя свои связи, знакомства на уровне центральной власти.

Суперечливе блокування: Як закарпатці закривають кордон з ЄС, щоб мати європейські автівки - фото 3

Руководитель "ЗАВТРА" Павел Билецкий такие договоренности подтвердил.

В общем, вопрос "пересечки" назревает уже давно, и может вылиться в более масштабные акции протеста. Львовская область, к примеру, переполнена автомобилями из Польши, в Черновицкой области - автомобили из Румынии, Болгарии и Молдовы, юг на центр Украины - машинами Литвы, Латвии и Эстонии.

К слову, во Львове, вдохновившись событиями на Закарпатье, уже анонсировали встречу владельцев "иностранных" авто.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme