Страшная трагедия "советского "Титаника": Как погиб лайнер "Адмирал Нахимов"

35 лет назад произошла крупнейшая катастрофа Черноморского флота, в которой погибли более четырехсот человек

Ярослав Галас
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Закарпатье
Страшная трагедия "советского "Титаника"…

 

35 лет назад, в ночь на 1 сентября 1986 года после 23 часов в Цемесской бухте неподалеку от Новороссийска грузовой сухогруз "Петр Васев" протаранил пассажирский пароход "Адмирал Нахимов". Через восемь минут после столкновения туристический лайнер, выполнявший круиз по Черному морю, пошел на дно. Из 1234 пассажиров и членов экипажа вместе с кораблем утонули 423 человека, еще два водолаза погибли через несколько дней во время поисковых работ. Авария в Цемесской бухте стала крупнейшей катастрофой в истории Черноморского флота, а западная пресса назвала ее страшной трагедией "советского "Титаника". 1986-й для Советского Союза вообще был зловещим — за несколько месяцев до катастрофы на Черном море взорвался Чернобыль...

 

Среди пассажиров "Адмирала Нахимова", которые смогли спастись, была супружеская пара ужгородских врачей — Юлий и Марта Боршоши. Госпожа Марта и сейчас проживает в Ужгороде, она согласилась поделиться воспоминаниями о той страшной аварии с Depo.Закарпатье.

 

"Перед поездкой мне приснился плохой сон, который оказался вещим"

 

Супруги Боршоши попали на "Адмирал Нахимов", можно сказать, случайно. Летом 1986 года Юлию Боршошу, который возглавлял вторую хирургическое отделение областной больницы, предложили поездку в Венгрию и Югославию. Однако на стадии оформления документов в выезде за границу неожиданно отказали (возможно, из-за родственников, проживавших в Югославии). После этого профсоюз в качестве компенсации предложил врачу две путевки в морской круиз по Черному морю на пароход "Адмирал Нахимов".

 

"Я не хотела ехать и согласилась, только чтобы не расстраивать мужа, — вспоминает Марта Боршош. — Перед поездкой мне приснился плохой сон — будто я стою в реке, вода поднимается все выше, достигает груди, шеи, подбородка, а вокруг плавают какие-то доски. Сон во многом оказался пророческим... В конце августа мы собрали вещи, поехали поездом в Одессу и поднялись на борт "Адмирала Нахимова".

 

У лайнера очень интересная история. Его построили в Германии в 1925 году и спустили на воду под названием "Берлин". До Второй мировой войны роскошный корабль совершал трансатлантические рейсы в США, его пассажирами обычно были богачи по обе стороны океана. Во время войны нацисты превратили судно в плавучий госпиталь Третьего рейха, однако в 1945 году "Берлин" нарвался на мину возле латвийского порта "Лиепая" и затонул на небольшой глубине. Через два года его подняли советские морские специалисты и отбуксировали на верфи Германской демократической республики. А после ремонта "Берлин" переименовали в честь российского флотоводца адмирала Нахимова и передали гражданскому флоту СССР. С тех пор пароход использовали как круизное туристическое судно на международных и внутренних рейсах.

 

Лайнер Берлин в 1920-х годах

Лайнер "Берлин" в 1920-х годах

 

"Маршрут нашего круиза был таков: Одесса — Ялта — Новороссийск — Сочи — Батуми и обратно в Одессу, — продолжает Марта Антоновна. — После отплытия с пассажирами встретился капитан и сказал в своем приветственном слове, что это, наверное, предпоследний рейс корабля". "Адмиралу Нахимову" было более шестидесяти лет, пароход прошел уже несколько ремонтов, и в ближайшем будущем его планировали превратить в музей. Нам досталась каюта на корме. Круиз был спланирован таким образом, что ночью "Нахимов" плыл, а день пассажиры проводили в портовых городах. Утро второго дня мы с Юлием встречали на палубе, любуясь освещенными утренним солнцем хребтами Кавказа. Пароход входил в Цемесскую бухту, приближаясь к Новороссийску. Море было очень спокойным, вокруг кружили чайки, а на мачте впереди неожиданно сели два аиста. "Ой, плохой это знак, — сказала пожилая женщина, стоявшая рядом. — Аисты на корабле предвещают несчастье". Мы с мужем только улыбнулись — какое несчастье? Отличная безветренная погода, бархатный сезон... После экскурсии по Новороссийску и купания на местном пляже мы, уставшие от новых впечатлений, поднялись на борт. От берега неожиданно подул ветер, море заштормило, а небо после захода солнца приобрело багрово-красный оттенок. Корабль отчалил с небольшим опозданием, а через некоторое время остановился и подобрал пассажиров с катера. Позже мы узнали, что это был начальник управления КГБ в Одесской области Анатолий Крикунов с женой, дочерью и внуком. Во время катастрофы все они погибли.

 

Адмирал Нахимов пассажирский лайнер

 

В СССР пароход использовали как круизное туристическое судно на международных и внутренних рейсах

 

Особенно ужасной была судьба детей, которых родители закрыли на ночь в каютах, а сами пошли на развлекательную программу

 

"Каждый вечер пассажирам "Нахимова" предлагали праздничную или развлекательную программу, 31 августа, в частности, чествовали ветеранов, — рассказывает Марта Боршош. — Мы с мужем спустились в каюту около 11 вечера, и я, переодевшись в пижаму, решила пересмотреть купленные в Новороссийске газеты и полистать книгу. Отчетливо помню, что в одной из газет была статья об аварии советского пассажирского лайнера "Михаил Ломоносов", севшего на мель возле Новой Зеландии, а книга какого-то болгарского писателя называлась "Если умирать, то стоя". Внезапно корабль содрогнулся от сильного толчка, как в поезде на полном ходу сорвали стоп-кран. С тумбочки посыпались вещи, а муж едва удержался на верхней полке. Сразу погас свет. Через несколько секунд произошел еще один толчок, послышался отчаянный женский крик, который резко оборвался, как будто перерезанный гильотиной. Вспыхнул свет и снова все утонуло во мраке..."

 

Как затем установило следствие, в 23:12 в открытом море в 13 километрах от Новороссийска в пароход "Адмирал Нахимов" врезался огромный сухогруз "Петр Васев", который перевозил пшеницу из Канады. Форштевнем и бульбом сухогруз распорол борт парохода, сделав в нем огромную пробоину площадью 84 квадратных метра. В машинное отделение, трюм, продовольственные склады и емкости с горючим "Адмирала Нахимова" хлынула вода, судно сразу стало западать на правый борт.

 

Капитаны кораблей знали, что идут на сближение, они вели по рации переговоры, однако думали, что разминуться на расстоянии около километра. Когда же члены экипажей увидели, что столкновение неизбежно, исправить курс уже было невозможно. К катастрофе привела преступная самонадеянность и небрежность капитанов обоих судов.

 

После аварии сухогруз Петр Васев несколько раз переименовывали

 

После аварии сухогруз "Петр Васев" несколько раз переименовывали

 

"Соседи выбежали в коридор, за ними муж, а я быстро накинула на пижаму костюм и нащупала в шкафу спасательный жилет, — вспоминает Марта Антоновна. — Корабль стал наклоняться вправо, где со стороны слышался громкий шум, как от водопада или реактивного двигателя. В каюту вбежал Юлий. "Марта, где ты? — крикнул он. — Надо спасаться, я только возьму документы и деньги!" "Какие документы и деньги? — оборвала я его. — Бежим наверх". Мы вышли в коридор, в который уже с шумом вливалась вода, ощупью добрались до винтовой лестницы и поднялись на полуоткрытую палубу. А со стороны центрального входа доносились топот ног и крики отчаяния. Многие бежали на закрытую палубу, где их ждала ловушка. Крен корабля достиг около сорока градусов, мы едва добрались до деревянных перил. Муж перепрыгнул через них и подал мне руку, но даже с его помощью я никак не могла перебраться через этот высокий барьер. Подбежал мужчина из закарпатской группы и подсадил меня. "Прыгайте в море, — крикнул он. — Корабль быстро пойдет ко дну".  До воды было метров десять, это примерно третий этаж многоэтажки, об борт бились 3-метровые волны. Юлий вычислил момент, чтобы нас не прибило к борту, дернул меня за руку, и мы прыгнули вниз. Вокруг падали какие-то обломки, нас бросало по волнам, словно щепки, но мы все-таки смогли отплыть от корабля метров восемьдесят. "Поверни голову", — воскликнул Юлий. Я оглянулась и увидела, как труба "Нахимова" быстро погружается в море, а вокруг нее собирается огромная гора воды.

 

Огромное судно пошло ко дну всего за восемь минут — этому способствовала огромная пробоина и открытые иллюминаторы в каютах на нижних палубах. В последние минуты корабль охватила настоящая паника — люди не знали, куда бежать, как спасаться и в темноте давили друг друга. Особенно ужасной была судьба детей, которых родители закрыли на ночь в каютах, а сами пошли на развлекательную программу. У них не осталось ни одного шанса на спасение.

 

Всего на борту "Нахимова" было 1234 человека. В результате катастрофы погибли 359 пассажиров (в том числе 23 детей до 16 лет) и 64 члена экипажа — вместе 423 человека. В течение следующих нескольких дней погибли еще два водолаза, задействованные в поисковых работах. На сухогрузе "Петр Васев" никто не пострадал.

 

Адмирал Нахимов на дне Цемесской бухты

 

"Адмирал Нахимов" на дне Цемесской бухты

 

Какой-то молодой человек, все время кричал: "Найдите мою жену, это было наше свадебное путешествие..."

 

"Барахтаясь в воде, мы увидели неподалеку в темноте громадину другого корабля, — рассказывает Марта Боршош. — Рядом с нами послышался крик: "Помогите! Тону!" Метров за шесть появилась голова какой-то женщины. Мы подплыли, и муж подал руку со словами: "Хватайтесь за руку, только не трогайте мою шею". Это была девушка лет двадцати с круглыми от страха глазами. Недалеко вынырнула трехметровая доска, и мы вместе схватились за нее. "Спасибо вам, — сказала девушка мужу. — Вы — мой второй крестный". Найденная доска прибавила нам духа, ведь спасательный жилет был только у меня. Я даже пошутила: "Куда теперь поплывем — в Новороссийск или Стамбул?" Но большую часть времени мы пытались молчать, каждое слово отнимало силы. Вода вокруг была покрыта пленкой мазута и краски. Рядом плавали надувные плотики, но когда мы просились на борт, нам отказывали, говоря, что нет мест. Хотя в один из плотиков положили даже тело погибшей женщины. Место аварии начали освещать с берега мощными прожекторами, сюда двинулись спасательные суда. Пока они доплыли, мы пробыли в воде более часа. В конце концов нас подобрал буксирный катер. Выбраться на него по канату перемазанными мазутом и обессиленными руками было очень трудно. Один из спасенных, молодой человек, все время кричал: "Найдите мою жену, это было наше свадебное путешествие... "Через час катер доплыл до берега, и мы с огромным облегчением ступили на твердую землю.

 

Весь причал был окружен людьми в униформе. Нас отвели в один из залов морского порта, где уже находились несколько групп спасенных. Люди были в таком виде, в котором их застала авария — в спортивных костюмах, майках и трусах, вечерних нарядах, все перемазанные мазутом и краской. Кто-то сидел с широко открытыми глазами в ступорном состоянии, кто-то рыдал по пропавшим родным, другие не скрывали радости, что остались живы. Один из автобусов отвез нашу группу в отель "Черноморский". После поселения я нащупала в кармане носовой платок и несколько монет, всего 80 копеек. Это были все вещи, оставшиеся у нас после катастрофы..."

 

Обоих капитанов приговорили к 15 годам лишения свободы, однако ни один из них не добыл срок полностью

 

Утром всех пострадавших в гостинице допрашивал следователь, который предупредил, что об аварии пока никому говорить нельзя. После обеда Марта Боршош отправила домой нейтральную телеграмму: "Мы живы-здоровы, живем в новороссийском отеле "Черноморский".

 

"Следователь попросил нас поехать на опознание погибших из группы закарпатцев, — продолжает Марта Антоновна. — В морг свезли около восьмидесяти тел, рядом в больших целлофановых мешках лежали подобранные в воде вещи. Муж не позволил мне зайти внутрь. Затем он рассказал, что трупы складывали штабелями, поэтому распознать кого-то было невозможно. Особенно ему врезалась в память девочка лет семи, которая в белом платьице лежала в ординаторской и прижимала к себе куклу... В отеле к тому времени развернули киоск "Курортторга", аптеку, оптику. Каждый из спасенных мог выбрать одежду и обувь на сумму до ста рублей, получить необходимые лекарства. После обеда нам выдали по 20 рублей на дорожные расходы и специальным поездом отправили домой. В Киеве поезд простоял полдня, и местные бабушки-торговки, узнав, каких пассажиров он везет (в прессе уже появились сообщения ТАСС об аварии), подходили и бесплатно предлагали продукты...

 

Дело о морской катастрофе в Цемесской бухте получило огромный резонанс, только пострадавших в нем оказалось несколько тысяч человек, жителей девяти республик тогдашнего СССР. Поэтому следствие не затягивали. В марте 1987-го в Одессе состоялся суд над капитанами обоих кораблей. И Вадима Маркова — капитана "Адмирала Нахимова", и Виктора Ткаченко — капитана "Петра Васева", признали виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта "(ст. 85 Уголовного кодекса РСФСР). Приговор — по 15 лет лишения свободы. Ткаченко отбывал наказание в Украине (после суда у него начались психические расстройства, он неоднократно лечился в специальных медицинских учреждениях), а Марков — на России. Впрочем, оба не досидели срок полностью. Через четыре года после суда СССР распался, а в 1992 году президенты Украины и России Леонид Кравчук и Борис Ельцин синхронно помиловали капитанов "Нахимова" и "Васева".

 

После освобождения оба они поселились в Одессе, однако периодически вынуждены были менять место жительства. Родные и близкие погибших угрожали капитанам расправой каждый раз, как только узнавали новый адрес. Вскоре экс-капитан "Васева" Ткаченко переехал с семьей в Израиль и сменил фамилию. Он снова занялся мореплаванием — водил частную яхту. В сентябре 2003 года разбитую штормом яхту с бездыханными телами Ткаченко и двух его помощников обнаружили на побережье Канады.

 

А экс-капитан "Нахимова" Марков умер в 2007 году в Одессе от рака.

 

Капитаны кораблей в суде: слева Ткаченко, справа Марков

Капитаны кораблей в суде: слева Ткаченко, справа Марков

 

Невеселая судьба выпала и кораблям — участникам катастрофы. "Адмирал Нахимов" до сих пор лежит на дне Цемесской бухты в 13 километрах от Новороссийска. А "Петра Васева" после ремонта несколько раз переименовывали, он ходил в море под разными флагами, а в 2012 году был списан и разобран на металлолом в Бангладеш.

 

"После 1986 года 31 августа стало для нас вторым днем рождения, — говорит Марта Антоновна. — В этот день нас всегда поздравляли родные и коллеги. У меня нет обиды на море за все пережитое, хотя с тех пор я и старалась избегать морских путешествий. Единственное — после гибели "Адмирала Нахимова" не могу смотреть фильмы о морских катастрофах. "Титаник" не досмотрела до конца ни разу..."

 

Мемориал погибшим пассажирам Адмирала Нахимова в Новороссийске

 

Мемориал погибшим пассажирам "Адмирала Нахимова" в Новороссийске

 

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme