Опасный прецедент: Как Закарпатский облсовет впервые в Украине прекращает деятельность областной детской библиотеки

До этого времени библиотеки регионального уровня ликвидировали только на оккупированной территории

Ярослав Галас
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Закарпатье
Опасный прецедент: Как Закарпатский облс…

В этот четверг, 28 октября, Закарпатский областной совет собирается ликвидировать путем реорганизации более двух десятков медицинских, образовательных и культурных коммунальных учреждений. Это беспрецедентное решение со времен образования Закарпатской области, которое редакция Depo.Закарпатье подробно рассмотрит в одном из своих материалов. Сейчас же обратим внимание на отдельный пункт из этого перечня – о Закарпатской областной библиотеке для детей и юношества, которую облсовет пытается ликвидировать путем присоединения к Закарпатской областной универсальной научной библиотеке имени Федора Потушняка. Внимание редакции к библиотеке объясняется несколькими причинами. Во-первых, отношение к культуре всегда демонстрирует общий уровень чиновников. Во-вторых, культурные учреждения менее защищены, по сравнению с образовательными или медицинскими. В-третьих, именно вокруг вопроса ликвидации библиотеки больше всего цинизма и извращений со стороны номинального владельца – областного совета и персонально его председателя Петрова.

Библиотеку пытались "отжать" и раньше

Прежде всего следует озвучить следующий факт: прекращение деятельности юношеской библиотеки областного уровня в Украине происходит впервые. Правда, в начале прошлого года Запорожский областной совет пытался по похожей схеме ликвидировать Областную библиотеку для юношества, однако этот вопрос вызвал такой негативный резонанс в обществе, что решения даже не выносили на повестку дня. До этого в Украине ликвидировали библиотеки регионального уровня только на оккупированной Россией территории (в частности, оккупанты закрыли в Симферополе крымско-татарскую библиотеку). Если в четверг депутаты Закарпатского областного совета все-таки примут решение прекратить деятельность областной библиотеки, они станут первопроходцами в худшем смысле этого слова.

А сейчас для лучшего понимания вопроса – "тактико-технические характеристики" объекта. Библиотека расположена в самом сердце исторического Ужгорода – в пассаже между Театральной площадью и улицей Волошина, в нескольких десятках метров от пешеходного моста. Пассаж – одна из самых известных изюминок старого города, которую посещают практически все туристические группы. Библиотека состоит из трех отделов: детского (дошкольный и 1 – 4-е классы), школьного (5 – 9-е классы) и юношеского, ее общий фонд – более 150 тысяч книг, штат – 44 человека. В общем, заведение занимает большую часть второго этажа пассажа. У отделов два отдельных входа. Детский и школьный имеют 466 квадратных метров (читальные залы, абонентский отдел, книгохранилище и т. д.) и расположены в помещении, принадлежащем облсовету. Библиотека здесь была создана сразу после вхождения Закарпатья в состав УССР в 1946-м, ей уже 75 лет. Хотя это здание построили за муниципальные, то есть бюджетные средства специально под библиотеку еще в 1932-м, когда наш регион как Подкарпатская Русь входил в состав Чехословацкой Республики. Выходит так, что библиотека успешно пережила три власти – чехословацкую, венгерскую и советскую, и только в независимой Украине областной совет решил прекратить ее деятельность путем реорганизации.

Юношеский отдел библиотеки имеет 247 квадратных метров и занимает помещение, принадлежащее Ужгородскому городскому совету. Эта часть библиотеки здесь с 2003 года. Отметим, что в Украине только в двух областях (в том числе Закарпатской) детская и юношеская областные библиотеки объединены в одну, в остальных регионах это отдельные учреждения, функционирующие автономно.

Библиотека расположена в самом сердце исторического Ужгорода.

Библиотека расположена в самом сердце исторического Ужгорода. Скрин из гугл-карты

Общая площадь библиотеки – 713 квадратных метров. Само помещение библиотеки в центре исторического Ужгорода-  очень лакомый кусок, который в предыдущие годы неоднократно пытались прибрать к рукам различные предприимчивые личности. С 2015-го по 2019 год автор материала работал в областной исполнительной власти и был свидетелем нескольких подобных попыток. Библиотеку под разными благовидными предлогами предлагали реорганизовать, перенести в другое место, а помещение сдать в краткосрочную аренду, после чего продать. Тогда областные власти четко объяснили, что об этом даже не стоит думать. Однако времена поменялись, и сейчас облсовет не только думает о ликвидации библиотеки, но и делает конкретные шаги. Процесс сопровождается обещаниями не трогать и не продавать само помещение, однако, учитывая историю вопроса, обещания звучат совсем не убедительно. Скорее всего, на лакомое помещение в пассаже уже есть потенциальный покупатель, если бы библиотека была в неприглядном месте, ее никто бы не трогал.

Пассаж между Театральной площадью и ул.Волошина – туристическая изюминка Ужгорода

Пассаж между Театральной площадью и ул. Волошина – туристическая изюминка Ужгорода. Фото автора

Проект решения о реорганизации библиотеки появился на сайте областного совета 12 октября, однако готовился гораздо раньше. В августе этого года у директора библиотеки закончился контракт, поэтому был объявлен конкурс на замещение должности, который должен был состояться 5 октября. Однако облсовет отменил конкурс без объяснений. Очевидно, там решили, что обезглавленный коллектив будет меньше сопротивляться в процессе реорганизации.

Можно догадаться, кто "пробьет" в Минкульте согласование о реорганизации библиотеки

В проекте решения, подписанном председателем совета Петровым, инициаторами прекращения деятельности библиотеки обезличено указаны "депутаты областного совета". А преамбула содержит формулировку "в целях повышения эффективности использования имущества общей собственности территориальных общин Закарпатской области". Далее следуют конкретные пункты, среди которых следующие:

— реорганизовать (прекратить деятельность) Областную библиотеку для детей и юношества путем присоединения к Областной универсальной научной библиотеке имени Федора Потушняка;

— предупредить всех работников библиотеки о возможном увольнении;

— обеспечить подготовку и представление Государственной службе занятости списков высвобождаемых в связи с реорганизацией.

Особого внимания заслуживает пункт 7 проекта решения:

— установить, что решение вступает в силу после согласования Министерством культуры и информационной политики Украины в установленном Законом порядке.

Действительно, реорганизация или ликвидация коммунальных библиотек возможна только по согласованию с соответствующим центральным органом исполнительной власти, то есть Минкультом Украины, – это указано в ст. 15 Закона Украины "О библиотеках и библиотечном деле". Однако, во-первых, согласование Минкульта можно получить и после проголосованного облсоветом решения. А во-вторых, если бы руководство облсовета не было уверено, что такое согласование будет, оно, наверное, просто не выносило бы вопрос на сессию. С большой долей вероятности можно даже предположить, кто именно "пробьет" в Минкульте согласование. Приближенный к руководству Офиса президента самопровозглашенный "префект Закарпатья" нардеп Тищенко, параллельно возглавляющий Закарпатскую областную организацию "слуг народа", недавно закатил скандал на всю Украину из-за блинов, которые в одной из ужгородских школ подавали детям в файл-пакетах. А теперь, когда возникла реальная угроза ограничения прав тысяч детей из-за ликвидации библиотеки, как воды в рот набрал.

Опубликованный о реорганизации библиотеки проект вызвал эффект бомбы. Те, кто действительно понимает, что означают книги для общества и, в частности, для детей (писатели, журналисты, творческая интеллигенция), резко осудили этот шаг областного совета.

В общем библиотека занимает более 700 квадратных метров площади

В общем библиотека занимает более 700 квадратных метров площади. Фото автора

Очевидно, что такая негативная реакция была неожиданной для руководства облсовета, поэтому Петров попытался смягчить ее своим разъяснением. В специальном пресс-релизе председатель облсовета уверяет в следующем:

— в проекте решения говорится о присоединении заведения к областной универсальной библиотеке имени Федора Потушняка, о закрытии в документе нет ни слова;

— помещение библиотеки никто не продает;

— потребность присоединения библиотеки – не чья-то прихоть, а решение группы депутатов, которая с августа анализировала эффективность ее работы и пришла к следующим выводам:

— заведение посещают в среднем шесть читателей в неделю, а в холодное время – еще меньше;

— содержание библиотеки (около 6 миллионов гривен в год) со штатом из 30 работников для обслуживания нескольких читателей – неэффективное использование средств налогоплательщиков области.

Неизвестно, на кого рассчитано такое объяснение, но вряд ли оно убедит думающих людей. В проекте решения четко указано "реорганизовать (прекратить деятельность)" библиотеку, предупредить работников о возможном увольнении и предоставить их списки в службу занятости. Так что же это, если не закрытие заведения?

Тезис, что "помещение библиотеки никто не продает", – не аргумент. Это и так известно: продажа коммунального имущества осуществляется через аукцион, имеет длительную процедуру и заранее объявляется в СМИ. Гораздо важнее, что Петров не пишет: "Помещение библиотеки никто не будет продавать".

Об анализе группой депутатов эффективности работы библиотеки. Ни один депутат областного совета этой каденции (включая председателя) в библиотеке не был, не делал обзор книг, не расспрашивал работников, какие у них проблемы или успехи. Руководство библиотеки только несколько раз вызвал в областной совет депутат Владимир Чубирко (хотя он не входит в постоянную комиссию, курирующую библиотеки), который расспрашивал, какая у работников зарплата на бумаге и на руки. Откуда информация о шести читателях в неделю – неизвестно, но это утверждение вызывает откровенное удивление. Сейчас поток учащихся в библиотеку несколько меньший, чем обычно, в связи с карантином, но в детском отделении все равно бывают очереди читателей. В заведении не только выдают книги, но и постоянно организуют разнообразные акции и тренинги: презентации книг, встречи с писателями, выставки юных художников, бесплатные курсы английского языка и компьютерной грамотности, советы психологов по противодействию буллингу. Информацию об этих мероприятиях можно найти в открытом доступе, однако если "группа депутатов" анализирует эффективность библиотеки, ни разу не побывав в ней, то о чем вообще речь?

Но особенно цинична фраза Петрова о шести миллионах гривен на содержание библиотеки со штатом 30 работников, которое он называет неэффективным использованием средств налогоплательщиков.

Во-первых, из этих слов видно, что глава облсовета не знает, какой штат библиотеки (на самом деле 44 человека, а не 30). Но главное – Петров скромно умолчал, что на содержание областного совета, который имеет такой же штат, как и библиотека (менее 50 человек) и занимает примерно такое же помещение (неполный пятый этаж административного здания на площади Народной в Ужгороде), в этом году из областного бюджета выделили 53 миллиона гривен. В течение года эту сумму несколько раз увеличивали решениями об изменениях в областном бюджете, поэтому общее количество средств еще больше – около полутора миллионов гривен в год на одного работника облсовета. Это усредненное число, на самом же деле львиная доля денег уходит на нескольких человек из состава руководства – огромные зарплаты, расходы на горючее и содержание служебного автопарка, очень солидные суточные на регулярные загранкомандировки и т. д. Если сравнить содержание облсовета и библиотеки, то первая статья расходов – не только неэффективное использование средств налогоплательщиков, а и откровенная расточительность и паразитирование.

"К нам в последние годы регулярно приходят какие-то люди, которые осматривают и даже фотографируют помещение"

Коллектив библиотеки пытался донести до областного совета хоть какую-то объективную информацию о своей деятельности, но безуспешно.

"Мы пришли на заседание постоянной комиссии областного совета по вопросам образования, науки, культуры и духовности, которая рассматривала вопрос прекращения деятельности нашей библиотеки, – рассказала заведующая юношеским отделом Мария Корсак. – Но нас туда не пустили – заместитель председателя совета закрыл перед нашим носом дверь, сказав, что позовет, когда будет рассматривать наш вопрос.Когда же нам все-таки разрешили зайти, оказалось, что вопрос уже рассмотрели без нас. Мы пытались объяснить, почему не стоит реорганизовывать библиотеку, но нас никто не хотел слушать. Сказали, вам не стоит переживать, вас не будут переселять, откуда паника? Наши вопросы восприняли с агрессией, один депутат даже начал стучать по столу руками: "Кто вы такие? Почему нет директора?" Объясняю, что они сами без объяснений упразднили конкурс на должность директора, тогда нам просто заявили: "Мы - депутаты облсовета, в нашем праве реорганизовывать, закрывать, выселять, переселять наши коммунальные учреждения. Комиссия решила, что реорганизация лучше…" На этом разговор закончился".

Заведующая юношеским отделом Мария Корсак

Мария Корсак: "Областной совет не захотел нас выслушать"

Что касается обещаний не переселять библиотеку, то депутат областного совета Владимир Чубирко в ответ на возмущенное заявление о реорганизации заведения написал в "Фейсбуке", что библиотеку хотят перенести в медицинскую библиотеку по ул. Капушанской и что на ремонт помещения уже выделяют деньги, продолжает Корсак. "Так кому верить? К нам в последние годы регулярно приходят какие-то люди, которые осматривают и даже фотографируют помещение, а на просьбу представиться отвечают: "Мы просто посетители, а вы публичное заведение, куда кто-либо может заходить и делать снимки…" – рассказывает она.

Помещения библиотеки неоднократно являлись предметом посягательств разных предприимчивых дельцов

Помещения библиотеки неоднократно были предметом посягательств разных предприимчивых дельцов.

Между тем, о депутате Чубирко, который вызвал руководство библиотеки в областной совет, а затем написал, что заведение хотят переселить в другое помещение. Чубирко был депутатом Закарпатского облсовета и предыдущего созыва, а с октября 2014-го и до конца каденции (чуть больше года) возглавлял облсовет. Так вот, осенью 2013-го родители Чубирко каким-то непостижимым образом приватизировали часть бывшей синагоги в центре Ужгорода, на площади Жупанатской, которая является историческим памятником. В момент приватизации бывшая синагога, как и нынешняя библиотека, тоже была коммунальной собственностью областного совета. Вопросы приватизации бывшей синагоги расследовали журналисты, указывавшие, что процесс прошел непрозрачно и с многочисленными нарушениями. Правоохранительные органы открывали уголовные производства, но ничего не изменилось. Пример бывшей синагоги слишком сильно напоминает нынешние нездоровые процессы вокруг библиотеки.

Судя по тому, как работников библиотеки приняла постоянная комиссия облсовета, вопрос прекращения деятельности заведения имеет все шансы пройти через голосование и стать решением.

Свою позицию о реорганизации коммунальных учреждений (в том числе библиотеки) обнародовала и областная государственная администрация. Суть ее сводится к тому, что проекты решений облсовета не отвечают некоторым законам, нуждаются в согласованиях центральных органов исполнительной власти, противоречат нормативным документам и т. д. Глава ОГА Полосков отмечает, что все решения готовились без участия специалистов Закарпатской облгосадминистрации, а в конце пресс-релиза констатирует: "Продолжаем участвовать в работе профильных комиссий областного совета с целью поиска сбалансированных решений".

Ни слова, что ОГА выступает против реорганизации коммунальных учреждений и призывает депутатский корпус не голосовать за проекты решений. Неудивительно, что Закарпатскую ОГА считают слабой, а ее позицию мало кто учитывает. Своего большинства в областном совете ОГА нет, поэтому такое откровенно невнятное обращение ничего не даст.

Однако это совсем не значит, что следует опускать руки и смириться с "реорганизацией" библиотеки, как и других коммунальных заведений. Общественные и профсоюзные организации из числа ветеранов, медиков и педагогов уже заявили о запланированных акциях протеста против решений областного совета. И опыт показывает, что это может дать эффект. Летом этого года облсовет вынужден был отменить уже проголосованную ликвидацию Великоберезнянской санаторной школы-интерната после того, как ее коллектив прибег к решительным акциям протеста с пикетами областного совета и перекрытием трассы национального значения.

Что перевесит сейчас – цинизм и аппетиты областного совета или здравый смысл и сплоченность коллективов коммунальных учреждений, – покажет сессия 28 октября.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme