КПП на границе: Почему ЕС хочет забрать у Украины свои "пограничные" деньги

Полярность мнений и неоднозначная информация вокруг финансирования Евросоюзом проектов модернизации пунктов пропуска на границе вызывают больше вопросов, чем дают ответов

Журналист региональной редакции Depo.Закарпатье
КПП на границе: Почему ЕС хочет забрать…

Новость о том, что ЕС закрывает финансирование проекта модернизации шести украинских контрольно-пропускных пунктов на границе с Польшей, Венгрией, Словакией и Румынией, наделала немало шума. Как говорилось в сообщении агентства Reuters, после оценки ситуации представители ЕС пришли к выводу, что проекты не могут быть доработаны вовремя: на конец 2017 года ни один из шести проектов КПП не был завершен, хотя ЕС предоставлял финансирование на сумму 29,2 миллиона евро.

В Государственной фискальной службе отреагировали быстро: заявили, что не имеют информации о прекращении ЕС финансирования инфраструктурных проектов на украинской границе. "В связи с появлением в СМИ информации о прекращении ЕС финансирования инфраструктурных проектов на украинской границе, ГФС сообщает, что пока не имеет такой информации", - сообщили в ведомстве. И отметили, что в декабре 2017 года отправили финальный отчет относительно состояния реализации проектов Совместного технического секретариата ЕС, поэтому ждут ответа. А значит, подчеркнули в Госслужбе, говорить о прекращении проектов и необходимости возврата средств преждевременно и некорректно.

Задержку в реализации проекта фискалы объяснили сменой персонала, а также тем, что для оформления контрактов и получения одобрения понадобилось много времени. Также в ГФС отметили, что с 2009 года деньги на реконструкцию и строительство пунктов пропуска в рамках софинансирования не выделялись. Указанные расходы были предусмотрены лишь во второй половине 2016 года. А срок реализации проектов - от 4 до 12 месяцев. "ГФС готова завершить все проекты в 2018 году. Сейчас рассматриваются вопросы по дальнейшему финансированию реконструкции и строительства пунктов пропуска за счет грантовых средств или за счет бюджета службы", - говорится в сообщении госслужбы.

То, что решение о закрытии проектов не принималось, подтвердил и глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли. По его словам, проблемы в реализации и правда есть – какие именно, Мингарелли, правда, не уточнил – но нельзя сказать, что решение о сворачивании уже принято.

Правда, совсем не такие сведения имеют в Министерстве финансов Украины. Его глава Александр Данилюк, наоборот, подтвердил информацию о прекращении финансирования Евросоюзом инфраструктурных проектов на границе с Украиной. Но сразу следует заметить, что его информация, складывается впечатление, основана, опять же, на сообщениях СМИ, а не на официальных документах. "Соответствующее решение стало публичным вчера. Это очень негативный сигнал", – заявил он, добавив, что видит необходимость делегировать строительство инфраструктурных проектов на украинской границе местным органам власти вместо Государственной фискальной службы. Мол, ГФС не должна строить таможни, это ей не свойственно.

В четверг, 22 февраля, уже появилась информация со ссылкой на пресс-секретаря ЕС Майю Косьянчич, которая пояснила, что действительно прекращается осуществление проектов, на выполнение которых ЕС должен перечислить 29,2 миллиона евро, а выделенные и не использованные средства должны быть возвращены. Речь идет вроде как о переоборудовании КПП "Рава-Русская", "Краковец", "Шегини" и "Ягодин", глубокой реконструкции КПП в Устилуге (все – на границе с Польшей), а также КПП на украинско-словацкой границе и двух КПП на границе с Румынией. Кроме того, в "черный список" попала реконструкция на границе с Венгрией, в том числе на КПП в Лужанке.

Все это должно было бы потешить эго главы Закарпатской ОГА Геннадия Москаля. Ведь о том, что Украина может потерять средства ЕС для реконструкции КПП на границе с Венгрией, он предупреждал еще в сентябре 2015-го. По мнению губернатора, проблема возникла из-за того, что распорядителем средств ЕС Кабмин назначил Государственную фискальную службу. Она же постоянно находилась в стадии реорганизации и смены руководства.

Мнение Москаля вообще заметно перекликается с оценкой Данилюка как относительно причин, так и относительно возможных путей решения проблемы. "Как только объявят тендер, как "вывеска" опять меняется, поэтому всю процедуру приходится проходить заново. Я вижу только один выход из этой ситуации - назначить в данном конкретном случае распорядителем средств от ЕС Закарпатскую область, тем более, что проект локальный и касается нашего региона... Еще этого не хватало, чтобы из-за бюрократических причин Украина не только потеряла деньги, но и подпортила репутацию в глазах соседних стран из Евросоюза", - отметил Москаль. И если желание стать "главным" в том или ином деле у главы Закарпатья возникает часто и не всегда является оправданным, с возможностью потерять серьезные средства на этот раз он, очевидно, не ошибся. Правда, и такая позиция могла быть показательной: не стоит так же отбрасывать тот факт, что Закарпатье было и остается полигоном для политических торгов за таможню, одним из фигурантов которых является именно Москаль.

А премьер Владимир Гройсман пообещал, что с ЕС может быть вообще новая программа.

Пока ситуация проясняется, Depo.Закарпатье решило вспомнить, что происходит вокруг "его" пунктов пропуска, которые есть среди шести проектов по реконструкции: на каком этапе находятся работы, выделялись ли и сколько именно средств, кто или что тормозит процесс.

Первый проект предусматривает развитие инфраструктуры международного автомобильного пункта пропуска "Ужгород", а также реконструкцию существующих таможенных сооружений на пассажирском направлении, расширение стыка дорог пункта пропуска "Ужгород – Вышне Немецке". На проект выделено €4 070 000. На сегодня, по данным Государственной фискальной службы Украины, из выделенных средств использовано €153 380.

Вторым проектом запланирована реконструкция международного пункта пропуска для автомобильного сообщения "Лужанка". Стоимость этого проекта – €7 590 000. ЕС выделил средства на реконструкции КПП "Лужанка – Берегшурань" еще в декабре 2013 года. Как говорится в официальной информации, срок реализации проекта – 24 месяца. Главный партнер проекта инициировал продление срока действия проекта до декабря 2016 года. Украинцы, в отличие от венгров, не уложились и в эти сроки. Венгерская же сторона все выполнила вовремя: построила с нуля грузовой терминал, соорудила дополнительные полосы пересечения границы. Вот только ведут они в отгороженное строительным забором поле с грязью на украинской стороне, где как минимум год назад уже должна была быть обновленная инфраструктура для оформления камионов, весящих более семи тонн, построены дополнительные полосы и даже павильон оформления каноистов, путешествующих по реке Тиса.

Некоторые "проблески" доброго дела были в октябре 2016-го, когда в Закарпатской таможне сообщили, что нашли подрядчика, который возьмется за реконструкцию "Лужанки", и попросили еще один дополнительный год. Но год прошел, а на пункте пропуска ничего не изменилось. Находясь на Закарпатье с рабочим визитом в декабре 2017-го, министр иностранных дел Украины Павел Климкин был шокирован увиденным на КПП. "То, что я увидел на Лужанке, – тотальный ужас. То, что сделано на венгерской стороне, и то, что мы видим на украинской, то, что мы не использовали деньги ЕС – это большая проблема. Проблема местной власти, всех ответственных за развитие пунктов пропуска", – говорил тогда чиновник.

Климкин упомянул и о объездной дороге возле Берегово, которую сейчас строят именно к КПП "Лужанка". Правда, и с ее строительством далеко не все радостно, есть целый ряд проблем. В частности, для строительства дороги еще не выкуплено необходимое количество земельных участков: часть владельцев земели уехала на заработки за границу, другая часть хитро ожидает более высокой цены за землю, хотя Береговская райгосадминистрация проводит выкуп по экспертной оценке. Также необходимо изготовить значительное количество технической документации для финансирования работ.

"Выкуп участка – это сложный процесс, объединяющий деятельность многих структур, и занимает много времени. Средства под необходимые процедуры имеются, проводится техническая работа", – заверил председатель Береговской РГА Иштван Петрушка.

Ожидание согласно проекту реконструкции КПП "Лужанка"

Реальность по состоянию на сегодня на КПП "Лужанка"

Мало чем отличается от "Лужанки" и история реконструкции КПП "Ужгород". В официальном сообщении Закарпатской таможни ГФС говорится о том, что общий бюджет украинских партнеров составляет €4 070 000 и разделен на реконструкцию существующих таможенных сооружений на пассажирском направлении пункта пропуска "Ужгород – Вышне Немецке" на границе со Словакией. Согласно первоначальным договоренностям, реализация проекта стартовала 1 апреля 2013 года и должна была завершиться через 33 месяца.

О проекте и результатах его реализации говорили много. Руководители таможни устраивали пресс-конференции, брифинги, встречи, на которых бодро и возвышенно рассказывали о светлом будущем пункта пропуска. Проектом предусмотрена реконструкция КПП в Малых Селменцах, модернизация оборудования на всех пограничных пунктах пропуска между Украиной и Словакией. Согласно правилам выделения европейских средств, 90% суммы составляет грант ЕС, 10% украинская сторона обеспечивает в рамках софинансирования. За эти средства должны обновить здание КПП, оборудовать второй этаж, дополнительные помещения и навесы. Предусмотрено было обновление существующего и приобретение нового оборудования. Шла речь и об обустройстве на этом КПП велосипедного и пешеходного перехода.

Ожидалось существенное увеличение пропускной способности пункта пропуска для грузовых и легковых автомобилей: пункт должен обслуживать 80-100 автобусов или 10 тысяч граждан в сутки. Сегодня это звучит, как издевательство над путешественниками, потому что таких очередей на границе, которые можно увидеть сейчас, закарпатцы вряд ли помнят.

В апреле 2015 года руководство Закарпатской таможни рапортовало, что получило первый транш в размере почти 2,4 миллиона евро. Было размещено объявление о закупке работ по реконструкции и проведению технического надзора за этими работами. Стартовали соответствующие тендерные процедуры, определен срок выполнения работ – запустить обновленный КПП планировали до июня 2016 года. Правда, при условии, если все будет в порядке. Но этого не произошло. Объясняя, почему не выполнены работы в 2015-м, руководство таможни среди объективных причин, связанных с соблюдением технологических требований, назвали и организационные недостатки в работе подрядной организации, с которой в апреле 2016 года договор расторгли. Был объявлен новый тендер. И уже тогда стало понятно, что реконструкция, учитывая "скорость" выполнения работ, может затянуться на годы. Собственно, к этому все и идет.

Отчитываясь перед депутатами облсовета на сессии 22 февраля, и. о. заместителя начальника Закарарпатської таможни ГФС Николай Ясевич сообщил, что сейчас объявлен новый тендер по КПП "Ужгород", в ближайшее время объявят торги и по "Лужанке". Финансирование будет происходить из источников государственного бюджета. "По состоянию на сегодня таможней подана заявка, и мы ожидаем получения средств на сумму 260 миллионов гривен на развитие "Лужанки" и "Ужгорода", – рассказал Ясевич.

И это снова в будущем, сейчас же на месте, где должна была состояться реконструкция контрольно-пропускного пункта "Ужгород", можно увидеть разве что заброшенный недострой. По последним официальным данным, на этот объем работ было уже потрачено 3,6 миллиона гривен.

Фото: Татьяна Лешко.

Поэтому понять представителей ЕС, решивших свернуть финансирование реконструкции пропускных пунктов (если они все-таки решили), можно. То, что должно было завершиться еще в конце 2016-го, в начале 2018-го, без преувеличения, практически и не начиналось. Такие себе долгострои-призраки.

И теперь вполне закономерен вопрос, а куда же делись средства, выделенные ЕС. По каким правилам, инструкциям или технологиям работали венгры и словаки, которые сумели выполнить требования Евросоюза и реализовали проекты задолго до "дедлайна". И что или кто помешал сделать это украинцам. Судя по всему, ответа придется ждать долго, если вообще дождемся.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme