Готика под угрозой: Удастся ли сохранить уникальные церкви Закарпатья

Исследователи уверяют - мармаросская готика в Украине есть только на Закарпатье, и уже этим уникальна

Готика под угрозой: Удастся ли сохранить…

Мармаросская готика – группа деревянных церквей, в стиле которых ощутимо влияние готического архитектурного стиля каменных сооружений. В соседней Румынии это уникальная архитектура, которой гордятся на национальном уровне, наследие, которое считают одним из национальных символов и показывают туристам всего мира. А в Украине, на Закарпатье, лучшие образцы этой самобытной группы сакральных сооружений годами стоят с прогнившими балками и дырявыми крышами.

Одна из проблем всех достопримечательностей Мармаросской готики – потребность обновления кровель. Издавна такие храмы покрывали специальными дощечками-лемехом – кровельным материалом из длинных деревянных пластин, которые отличаются от гонта и сложнее в изготовлении, а поэтому дороже. Они требуют регулярной замены. Вторая проблема сохранения традиционна - нехватка средств.

"Мармаросская готика в Украине есть только в Закарпатье, и уже этим уникальна. Этот тип сакральной архитектуры охватывает также часть Румынии. У наших соседей он возвышен до уровня национального символа. Если сравнивать эти храмы в Украине и Румынии, то украинские церкви какие-то более уютные, обжитые. Возможно, украинский характер проявляется именно в этом ощущении", – говорит исследователь сакральной архитектуры Закарпатья Михаил Сирохман.

Третья проблема, которая стоит на пути сохранения памятников области, – нехватка контроля. При таких условиях, как на Закарпатье сейчас, проследить за соблюдением охранных соглашений действительно сложно. Об этом свидетельствуют ситуации с церквями группы Мармаросской готики в селах Данилово, Крайниково, Александровка, Сокирница и Стебливка.

При этом, такие сакральные сооружения без преувеличения можно назвать многовековыми и уникальными образцами: в конце XIII века. или в начале XIV века, параллельно с проникновением черт готики в каменную архитектуру, они появляются и в деревянном строительстве. На церквях устанавливают высоченный шпиль – сначала один, а впоследствии – с четырьмя маленькими башнями на углах кровли. Башни с несколькими шпилями имеет большая крайниковская группа церквей:

Данилово: церковь святого Николая. Храм является самым молодым в группе: надпись на его дверях удостоверяет, что здание соорудили 14 мая 1779 года.

Памятник реставрировали в 1968 году архитекторы Л. Дмитриевич и Иван Могитич. Теперь община в Данилово конфессионально разделена. В селе есть приход УПЦ (МП), зарегистрированный 31 июля 1991 года, приход Мукачевской греко-католической епархии, зарегистрированный 21 октября 2005 года и община Церкви Адвентистов Седьмого Дня, зарегистрирована 25 июня 1998 года. Деревянный храм решением облисполкома Закарпатского областного совета 19 сентября 1991 года передали в пользование общине УПЦ (МП). Теперь церковью-памятником пользуется небольшая греко-католическая община. К подножию холма, на котором построен храм, ведет асфальтированная дорога, которая заканчивается удобным местом для парковки. Но первоначального окружения храма это не нарушает благодаря значительному перепаду высот. Туристы едут в Данилово охотно.

Крайниково: церковь святого Михаила. Церковь возвели в 1666-1668 годах, о чем свидетельствует надпись на дверях. В советские времена в церкви устроили музей.

Решением исполкома областного совета от 19 сентября 1991 года храм передали в пользование общине УПЦ (МП). Впоследствии колокольню от церкви св. Михаила переместили в местную православную церковь и обили жестью. Теперь в селе есть две общины: приход УПЦ (МП), зарегистрированный 31 июля 1991 года, и приход Мукачевской греко-католической епархии, основанный 22 ноября 1999 года. Архитектурную композицию храма портит здание сельсовета, возведенное неподалеку от этой деревянной достопримечательности. Церковь в Крайниково также популярна среди туристов, и реставрация ее интерьеров только способствовала бы посещаемости.

Александровка: церковь святой Параскевы. Церковь построена в 1753 году. Это уже второй храм в селе, и его нижние брусья, как считает львовский исследователь Андрей Кутный, родом из XV века.

В наши дни александровская церковь святой Параскевы находится в запущенном состоянии, хотя на стене висят таблички с информацией, что это – памятник архитектуры, который охраняет государство, и что эта достопримечательность – краеведческий музей. В храме протекает крыша. Видно, что местная община его судьбой не слишком интересуется – имеет в наличии новый каменный храм. Исследователи отмечают: церковь в Александровке нужно спасать в первую очередь.

Сокирница: церковь святого Николая. Храм построен в 1704 году и как церковь-дом без башни с высокими крышами и соломенной кровлей находился в селе Тросник Виноградовского района.

В 1748 году в церкви установили иконостас. В 1770 году здание перенесли в Сокирницу и перестроили, добавив высокую башню и арочные своды над всеми частями. В том же году построили колокольню. Большинство древних икон из сокирницкого храма святого Николая ичезли в советский период, когда его закрыли для верующих. Уцелели древние иконы Богородицы и святого Николая, а также старинные росписи. Церковь-памятник находится на балансе сельсовета и в пользовании общины Мукачевской греко-католической епархии, зарегистрированной 25 декабря 1995 года. Впрочем, в храме сейчас не служат литургии, ведь в 1997 году община возвела новую, каменную, церковь. Старый храм, а также колокольня, разрушаются: годами портится крыша, внутри – пустота.

Стебливка: церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была построена в 1797 году, хотя отдельные элементы – 14-метровые дубовые брусья – датируют XVI веком. Этот храм можно увидеть только на старых фотографиях и чертежах, потому что он сгорел.

В планах православной общины эта церковь не занимала какого-то особого места: веряне построили новый храм, и в 1992 году перенесли в него колокольню от деревянного. Впоследствии ее разобрали и вернули обратно, но без колоколов. Что касается самой церкви, то ее после ухода общины УПЦ (МП) передали в пользование приходу Мукачевской греко-католической епархии. 25 августа 1994 года храм сгорел. Согласно заключению пожарных, пожар возник от удара молнии. Греко-католическая община возвела себе новую, каменную, церковь.

Общине дважды предлагали отдать остатки святыни в музеи под открытым небом в Мукачево или Колочаве. Однако верующие не согласились – они стремятся отстроить святыню. Создали инициативную группу для решения этого вопроса. Впоследствии над остатками памятника обустроили навес, который не опирается на конструкцию храма, а также гидроизоляцию фундаментов. При этом приняли к сведению советы специалистов и получили необходимые разрешения.

Использованы материалы: Религиозно-информационной службы Украины, исследование Михаила Сирохмана, Григория Логвина, сайта "Деревянные храмы Украины".

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Закарпатье

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook