Таможенные недострои: Сможет ли Москаль навести порядок на западных границах

Геннадий Москаль просит Кабмин передать Закарпатской ОГА инвестиционные проекты, которые провалили другие ведомства. Среди них – реконструкция инфраструктуры международных пунктов пропуска "Ужгород" и "Лужанка"

Шеф-редактор региональной редакции Depo.Закарпатье
Таможенные недострои: Сможет ли Москаль…

Председатель Закарпатской ОГА Геннадий Москаль "замахнулся", казалось бы, на недостижимое - завершить реконструкции пунктов пропуска на границах со Словакией и Венгрией, "Ужгород" и "Лужанка" соответственно.

Москаль отправил письмо в Кабинет Министров Украины с просьбой определить Закарпатскую ОГА распорядителем средств для реализации социально значимых инвестиционных проектов, реализуемых за счет госбюджета и грантовых средств. Речь идет о проектах, которые закреплены за другими ведомствами и продвигаются крайне медленно и проблематично. Среди прочего Москаль просит передать области проекты реконструкции инфраструктуры международных пунктов пропуска "Ужгород" и "Лужанка", которые находятся в подчинении Государственной фискальной службы Украины.

"Убитое" состояние пунктов пропуска, пустыри и долгострои вокруг, ограничения пропускной способности и, соответственно, длиннющие очереди – это то, с чем приходится сейчас сталкиваться на границах путешествующим. Если руководителю Закарпатской ОГА удастся завершить реконструкцию, то он заработает немало "плюсиков" в глазах закарпатцев, которые каждый день видят этот "стыд перед Европой". Да и другие путешественники будут благодарны, ведь каждый чувствует на себе всю "радость" необустроенных пунктов пропуска.

Здесь следует напомнить, почему проблема реконструкции пунктов пропуска является такой болезненной. Последний громкий скандал в этом вопросе произошел в феврале 2018-го, когда "прогремела" новость – ЕС закрывает финансирование обновления КПП "Ужгород" и "Лужанка". Тогда Reuters, ссылаясь на внутреннюю корреспонденцию правительства Украины и переписку между Европейской комиссией и украинской властью, пронформировал, что средства ЕС, а это €29,2 миллиона, выделенные Украине для модернизации пунктов пропуска на границе с ЕС, должны быть возвращены. Агентство писало о шести пунктах пропуска на границе Украины со Словакией, Венгрией, Румынией и Польшей, которые превратились в долгострои, хотя все работы должны были уже быть завершены. Финансирование на них было предусмотрено еще с 2014 года.

В списке также были КПП на Закарпатье "Ужгород – В. Немецкое" на словацкой, и "Лужанка – Берегшурань" на венгерской границе. В обоих случаях на украинской стороне – это долгострои, хотя на европейской большинство работ проведено.

В Государственной фискальной службе тогда отреагировали быстро: "В связи с появлением в СМИ информации о прекращении ЕС финансирования инфраструктурных проектов на украинской границе ГФС сообщает, что пока не имеет такой информации", - сообщили в ведомстве. А задержку в реализации проекта фискалы объяснили сменой персонала, а также тем, что для оформления контрактов и получения одобрения понадобилось много времени.

В ГФС отметили, что с 2009 года деньги на реконструкцию и строительство пунктов пропуска в рамках софинансирования не выделялись. Указанные расходы были предусмотрены лишь во второй половине 2016 года. А срок реализации проектов - от 4 до 12 месяцев. "ГФС готова завершить все проекты в 2018 году. Сейчас рассматриваются вопросы по дальнейшему финансированию реконструкции и строительства пунктов пропуска за счет грантовых средств или за счет бюджета службы", - отметили в госслужбе.

Позже появилась информация со ссылкой на пресс-секретаря ЕС Майю Косьянчич, которая пояснила, что действительно прекращается осуществление проектов, на выполнение которых ЕС должен перечислить 29,2 миллиона евро, выделенные и не использованные средства должны быть возвращены. Речь идет вроде как о переоборудовании КПП "Рава-Русская", "Краковец", "Шегини" и "Ягодин", глубокой реконструкции КПП в Устилуге (все – на границе с Польшей), а также КПП на украинско-словацкой границе и двух КПП на границе с Румынией. Кроме того, в "черный список" попала реконструкция на границе с Венгрией, в том числе на КПП в Лужанке.

Такие скандалы и повороты еще больше укрепили позицию Москаля по реконструкции и переходу проекта в "руки" Закарпатской ОГА. Ведь еще в сентябре 2015-го он заявлял, что Украина может потерять средства ЕС для реконструкции КПП на границе с Венгрией. По мнению Москаля, проблема возникла из-за того, что распорядителем средств ЕС Кабмин назначил Государственную фискальную службу, которая постоянно была в стадии реорганизации и смены руководства. Что ж, худшие ожидания все же оправдались.

Здесь следует отметить, что проект развития инфраструктуры международного автомобильного пункта пропуска "Ужгород", а также реконструкция существующих таможенных сооружений на пассажирском направлении, предусматривали расширение стыка дорог пункта пропуска "Ужгород – Вышнее Немецкое". На проект были выделены €4,07 млн. На момент возникновения скандала оказалось, что из выделенных средств использовано лишь €153 380. Это по данным Государственной фискальной службы Украины. А согласно первоначальным договоренностям, реализация проекта стартовала 1 апреля 2013 года и должна была завершиться через 33 месяца. Когда же возник скандал с прекращением финансирования, и любопытство к границе возросло, на месте, где должна была состояться реконструкция контрольно-пропускного пункта "Ужгород", можно было увидеть разве что заброшенный недострой.

ФОТО: Татьяна Лешко

Вторым проектом была запланирована реконструкция международного пункта пропуска для автомобильного сообщения "Лужанка". Стоимость этого проекта – €7,59 млн. ЕС выделил средства на реконструкцию КПП "Лужанка – Берегшурань" еще в декабре 2013 года. Как отмечается в официальной информации, срок реализации проекта – 24 месяца. Главный партнер проекта инициировал продление срока действия проекта до декабря 2016 года. Украинцы, в отличие от венгров, не уложились и в эти сроки. Венгерская же сторона все выполнила вовремя: свела с нуля грузовой терминал, соорудила дополнительные полосы пересечения границы. Вот только ведут они в отгороженное строительным забором поле с грязью на украинской стороне, где давно должна была быть обновлена инфраструктура для оформления камионов, которые весят более семи тонн, дополнительные полосы и даже павильон оформления каноистов, путешествующих по реке Тиса.

Ожидания согласно проекту реконструкции КПП "Лужанка"

Реальность на КПП "Лужанка"

В апреле 2018 года стало известно, что на реконструкцию КПП "Ужгород" снова объявлен тендер. Предыдущий подрядчик – компания, которая начала ремонтировать пункт пропуска в 2015 году, не уложилась в сроки, и таможня расторгла с ней договор.

"Относительно пункта пропуска "Ужгород" уже очень много инсинуаций и шума. В 2015 году компания, которая выиграла тендер на реконструкцию этого пункта пропуска, начала реконструкцию. Компания получила аванс – 12 миллионов гривен, использовала и построила на 4 миллиона гривен. В отношении подрядчика. Сейчас есть уголовные дела против него, Таможня 3 марта 2018 года в суде выиграла 12 миллионов гривен, которые должен вернуть этот подрядчик", - отметил начальник Закарпатской таможни ГФС Станислав Балуев.

Несмотря на все заявления, жесты и обещания, по сути, ничего не меняется: заброшенные кордоны, очереди автомобилей и грузовиков на границах, испорченная в глазах ЕС репутация – нынешние украинские реалии. Поэтому желание Москаля взять все под собственный контроль, на первый взгляд, кажется логичным. Раз фискалы уже столько лет не могут справиться с задачей, то, наверное, стоит попробовать местной власти. Вот только все это может напоминать банальную борьбу за лакомый кусок – таможня, все же. Хотя тот, кто все же сдвинется реконструкцию с мертвой точки и доведет дело до конца, будет выглядеть в глазах закарпатцев всемогущим спасителем, ведь именно местные видят и ощущают на себе все "результаты" реконструкции каждый день. Поэтому можно надеяться, что Москаль действительно хочет поднять свой авторитет в глазах местных, потому что в последнее время ему откровенно не хватает весомых достижений, которыми можно хвастаться в случае необходимости.

К слову, реконструкция "Лужанки" и "Ужгорода" – не единственный проект, который закарпатский губернатор просит у Кабмина. Речь идет и о проекте по развитию пограничной дорожной инфраструктуры на украинско-венгерской границе, которым занимается Министерство инфраструктуры и Государственное агентство автомобильных дорог Украины. Также облгосадминистрация настаивает на передаче грантовых проектов с последующим софинансированием из государственного бюджета – в частности, относительно противопаводковых мероприятий в междуречье рек Тиса и Тур, модернизации дорожной связи между Пряшивским краем (Словакия) и Закарпатьем, программы "Дороги к здоровым лесам: крепкие, адаптационные, разнообразные и вечные леса в приграничных регионах Украины и Словакии" и по уменьшению риска эпидемии туберкулеза на приграничных территориях Украины и Польши.

Такой весомый список дел ОГА хочет взять под контроль. При этом гарантирует своевременную реализацию указанных проектов и эффективное использование госбюджетных средств и международной технической помощи. Хотелось бы верить, но таких обещаний местные слышали множество. И пока не будет реальных видимых результатов, недоверия и скептицизма к словам Москаля будет хватать.

Главное фото: Mukachevo.net

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme