Поможет ли неистовое желание выжить 110-летней закарпатке Анке

В этом году Боржавской узкоколейке исполняется солидных 110 лет, и сколько еще дней рождения она отметит - неизвестно

Журналист региональной редакции Depo.Закарпатье
Поможет ли неистовое желание выжить 110-…

В первое воскресенье августа закарпатцы отмечают День Боржавской узкоколейки. Это, так сказать, неофициальное чествование уникальной железной дорожки. Поэтому, прежде всего, немного истории.

Боржавская узкоколейная железная дорога в народе называется "Анця Кушницкая" – это одна из действующих узкоколейных железных дорог в Украине в рамках Иршавского, Береговского и Виноградовского районов Закарпатской области. Общая длина железной дороге – 123 км, ширина колеи – 750 мм. Первая очередь Боржавской узкоколейки введена в эксплуатацию 23 декабря 1908 года. Железная дорога использовалась прежде всего для перевозки древесины с горных массивов Полонина Боржава и Большой Дол в Закарпатскую низменность для дальнейшей транспортировки и переработки.

Железнодорожная станция Иршава

Поезда Боржавской узкоколейки успешно эксплуатировались и развивались в разном формате.

Сначала это было частное предприятие в виде акционерного общества с названием "Хозяйственная Железная дорога Боржавской Долины", которое функционировало до 1923 года. С 1923 по 1938 годы железная дорога находилась в составе Чехословацких государственных железных дорог. После Венского арбитража 2 ноября 1938 г. южная часть Закарпатья перешла к Венгрии, а правительство автономной Карпатской Украины в составе Чехословакии перенесло столицу в город Хуст. Таким образом, Боржавская железная дорога была формально разделена на две части и оказалась в составе двух государств.

Граница проходила неподалеку от станции Хмельник Иршавского района, возле которого располагался таможенный пост. Несмотря на такие обстоятельства, железная дорога продолжала функционировать. В марте 1939-го, во время приобретения автономии Подкарпатской Русью, были попытки создать самостоятельные Карпато-Украинские железные дороги, на пути которых встала Вторая мировая война. С 1939 по 1945 годы линия эксплуатировалась Венгерской государственной железной дорогой.

В советские времена узкоколейка активно использовалась для перевозки работников предприятий Иршавского района. Ее услугами тогда пользовались лесокомбинаты, завод стройматериалов, мебельная фабрика, абразивный завод, предприятия пищепрома, машиностроительные заводы и даже одна угольная шахта. В 1991 году, когда Украина обрела Независимость, началась история самостоятельной украинской железной дороги. После того, как "Укрзализныця" завладела узкоколейкой, ее развитие совершенно прекратилось.

В середине 1990-х годов узкоколейная железная дорога понесла большие потери из-за отсутствия заказов на грузовые перевозки. С 2004 года ее постепенно начали демонтировать, и сегодня пассажирское сообщение по узкоколейной железной дороге происходит только на отрезке Хмельник - Виноградов.

В декабре узкоколейке исполнится 110 лет со дня рождения, поэтому празднование может будет очень громким. "Может", потому что на самом деле сейчас узкоколейка переживает далеко не лучшие времена. Год своеобразного юбилея выдался для "Анци Кушницкой" очень тяжелым. Вопрос, "доживет ли железная дорога до следующего дня рождения?" сегодня звучит с чрезвычайно роковым привкусом. "На 110 году жизни Боржавская узкоколейка, как транспортная инфраструктура, прекратила свое функционирование. Много друзей узкоколейки, гостей и местных, в последнее время сообщают, что имели намерение проехаться по расписанию поезда "Виноградов - Хмельник", но состава не было в ходу, и так второй месяц подряд. Официально - похитили элементы колеи, и закрытие будто временное. Вы можете, конечно, любоваться бравадой закарпатского губернатора и местных властей, но, по моему мнению, их деятельность является клоунадой, которая не имеет ничего общего с жизнью Закарпатья",- эта апрельская информация от общественного активиста сохранения Боржавской узкоколейки, председателя общественной организации "Боржавская инициатива" Денис Добро, звучит очень пессимистично на фоне властных заявлений о намерениях восстановления узкоколейки. Хотя, на самом деле, в последнее хочется верить, как никогда.

Вспоминается замечательное прошлогоднее действо: 4 августа старенький паровоз ГР-280, который прибыл в Закарпатье накануне, потрудился на славу: по боржавской узкоколейке он добросовестно тянул три пассажирских вагона из города Виноградова до села Хмельника. "Анця Кушницкая", как никогда раньше, старалась понравиться пассажирам. Ретро-паровозу, очевидно, она понравилась, потому что он тянул вагоны без перебоев. В первый рейс его "заправили" буковыми дровами из Береговского лесхоза. И закарпатцы, и туристы были в восторге и не скрывали своего восхищения. Все было по-настоящему: громкое фырканье, пронзительный сигнал и угольный дым из трубы ретро-паровоза.

По дороге паровоз сделал пять остановок, одну из которых - "внеплановую". Через 100 метров после начала движения поезд остановили "вооруженные нацисты", чтобы проверить, нет ли среди пассажиров "зайцев". В процессе движения паровоза билеты проверяли еще две группы контролеров – "чекисты" в голубых фуражках и "вооруженные воины УПА", которые особенно придирчиво интересовались, нет ли среди пассажиров москалей. Одного таки можно было найти - среди пассажиров первого рейса был и Геннадий Москаль.

Прошлогодний туристический рейс ретро-паровоза удался и показал, что Боржавскую узкоколейку, которая является одним из символов Закарпатья, необходимо возродить. "Анця Кушницкая того стоит". Прошлым годом все и закончилось. Паровоз, который в прошлом году привезли из Гайворона и торжественно вводили в эксплуатацию на Боржавской узкоколейке, из-за неподготовленности закарпатских путей и поломки вернули обратно, а ему на замену вышел тепловоз ТУ2.

В июне этого года глава области Москаль совершил рабочую поездку в городок Брад (Румыния) и встретился с предпринимателем Георгом Гоцеваром, который имеет собственное железнодорожное депо и владеет несколькими частными узкоколейками в Румынии. Гоцевар покупает старые паровозы с вагонами, которые реставрирует и продает в разные страны Евросоюза. Гоцевар согласился отреставрировать для Боржавской узкоколейки два пассажирских вагона и один паровоз. Под размеры Боржавской узкоколейки придется менять колесные пары, но, как утверждали специалисты, это не проблема. Для реализации этого проекта закарпатская власть открыла благотворительный фонд под названием "Восстановление Боржавской узкоколейки". "Вот тогда и увидим, кто на деле хочет восстановить уникальную Боржавскую узкоколейку и превратить ее в туристическую визитку Закарпатья, а кто всю свою энергию тратит только на посты в соцсетях: "Измена! Все пропало!", - заявил Москаль.

Понятно, что без серьезного финансирования узкоколейка не выживет. Искать независимого владельца и хочется, и колется: к сожалению, реалии заставляют сомневаться в "гарантиях", что "Анця Кушницкая" останется "Анцей" - с раритетными вагонами, маленькими, но симпатичными станциями, неприхотливыми, но преданными пассажирами. Хотя, если к делу ответственно и грамотно подойти, задействовав серьезных экспертов по коммерции и маркетингу, на узкоколейке еще и зарабатывать можно - туристы активно интересуются этой локацией, а разработанные туристические маршруты точно не заставят скучать. Чего только стоят посещение винного подвала Ференца II Ракоци, знакомство с лучшими традициями бондарства, экскурсия на крупнейшую буйволиную ферму в Украине. А еще винный, ягодный, велотуры - разве не красота?

Итак, есть два выхода - умереть или жить. Для "умереть" делать ничего не надо, а вот для "жизни" - работы непочатый край. И тут бы собрать вместе и активистов, и власть, и меценатов, и туристов - всех, кто хочет помочь, но по отдельности не может это сделать, и, чтобы без лишних упреков, указаний, оправданий, наездов, "перетягиваний одеяла" и так далее, "прооперировать" железную дорогу, реабилитировать ее, и еще много лет радостно эксплуатировать увлекательный, интересный и здоровый "организм".

ФОТО: Вorzhava-railway, Друзья Боржавской узкоколейки, ГО "Боржавская инициатива", пресс-служба ОГА

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme