Как встретить Вербное воскресенье и провести Страстную неделю

Воскресенье за неделю перед Пасхой называется "Вербным", "шутковым" или "цветным"

Как встретить Вербное воскресенье и пров…

С давних времен на Закарпатье этот день ждали с особым нетерпением.

Народ собирался в церкви, священник освящал иву. Согласно христианскому учению, в это время Спаситель Христос въезжал в Иерусалим на ослике, и миряне устилали перед ним дорогу пальмовыми листьями. Поскольку в Закарпатье пальмы не растут, их заменили ивовыми ветвями, собственно, как и во всей Украине.

Первыми в церкви пытались ухватить ивовые ветки дети и молодежь, ведь кому достанется больше всего, тот будет самым счастливым. Потом парни и девушки ходили по улице с ивовыми ветками и хлестали друг друга, приговаривая: "Не я бью - верба бьет, через неделю Пасха". Кроме того, каждый шел с мицками на кладбище и ставил умершим родственникам на могиле у креста несколько веточек. Возвращаясь с богослужения, втыкали ветки в грядки на огороде. Освященную вербу помещали в хлеву и конюшне, за образ в доме. Считалось, что мицки обладают магической силой и защищают дом, хлев, двор от грома и пожара.

Краевед и исследователь Юрий Жаткович пишет в Заметках: "Когда Пасха приближается, все русины соревнуются в выполнении 4 заповеди церковной. Едва ли найдется 2 - 3 человека в селе, которые остались бы на Пасху без исповеди. Раньше всех исповедуется молодежь, потом женщины, а в конце мужчины. Женщины больше всего любят исповедоваться в цветное воскресенье, а мужчины на живный четверг и на пасхальную субботу, а все потому, чтобы белая челядь цвела в здоровье весь год, а мужчины чтобы с чистым сердцем могли есть Пасху".

Чудодейственные свойства ивы по народным поверьям. Вербой бьют, чтобы здоровые, веселые и богатые были; детей, чтобы сильные были, хорошо росли и приняли жизненную силу весны. Вербу кладут после освящения за образа, чтобы охраняла дом от злых сил. Иву сажают в огороде, когда принесут из церкви для счастья молодых: если ива примется — девушка выйдет замуж, а парень женится. Ивовые освященные котики бросали в кашу, ели эту кашу, абсолютно веря, что благодаря котикам передастся людям сила весенней энергии на целый год.
С освященной вербой, после возвращения из церкви, обходили хозяева ульи, чтобы пчелы роились; обходили скотный двор и конюшни, загоны для скота, чтобы скот был здоров, плодовит, чтобы коровы давали много молока. Съедали котики еще по дороге из церкви, чтобы не было лихорадки, чтобы горло не болело.
Обсаживали колодцы ивами, чтобы защитить воду от злых сил, чтобы вода была "пригодная и здоровая".
Обсаживали копанки-лужи, в которых стирали белье, чтобы уберечься от болезней, чтобы вода очищалась.
Сухой прошлогодней освященной вербой разжигали печь под пасхальные куличи.

После празднования Цветного воскресенья с его развлечениями и обрядами, которые должны были принести людям здоровье и достаток, наступала Страстная неделя.

Страстной понедельник

По традиции украинский и закарпатский народ в Страстной понедельник убирал свой дом - красили, мыли, убирали.
В понедельник, особенно для женщин, день начинался рано. Как пишет буштинский краевед Дмитрий Копинец в книге "Буштинские обрядовые действа и развлечения молодежи в древности": "Еще до восхода солнца мать будила дочерей, и они, умывшись, начинали хозяйничать, смазывать желтой глиной пол на завалинке, потом мыли скрыню (сундук для одежды), лавки, стол, дверь, чистили окна и тому подобное. После обеда шли на огород, чтобы к живному четвергу посеять все семена".

Страстной вторник

Во вторник женщины золили, стирали, гладили белье. Если была хорошая погода, выносили во двор все: постель, покрывала и другой текстиль. Также во вторник готовили нарядную одежду к празднику. Мужчины тем временем осматривали поля и заготавливали дрова для выпечки куличей.

Чистая среда

Среда являлась днем своеобразного завершения важнейших работ: в среду под вечер необходимо было справиться с огородом, навести порядок в доме, убрать его снаружи. Вечером начинали зачинять тесто для пасок, девушки выбирали яйца для писанок, готовили воск, кицку (писало), природные красители. Парни же убирали двор, собирали дрова, освобождали двор от всякого хлама и тому подобное.

Страстной четверг

День страстной недели, с которого начинаются приготовления к празднованию – это Страстной четверг, который еще называют Живным, или Чистым. По древнему обычаю, на рассвете в этот день взрослые и дети особенно торжественно моются. Украинский обычай велит это делать возле колодца или реки. К Чистому четвергу дом должен быть убран и чист. Хозяйки развешивают в доме рушники, украшают стены красочными вытынанками. Свечой, принесенной вечером из церкви, выжигают изображение креста на притолоке над входом в дом. Страстную свечу хранят до следующего Страстного четверга.

Традиционно в Чистый Четверг к празднику покупают детям какие-то обновки. Также именно в Чистый Четверг девушки расписывают писанки для любимых и готовят пасхальные открытки. Издавна в Страстной Четверг маленькие дети утром ходят к родственникам и крестным родителям за "кукуцы-гугуцами". Так раньше называли пончики в виде символических птичек. Дарили также яблоки, орехи, выпечку, сейчас же в основном разнообразные сладости. Деньги желательно не давать, поскольку они напоминают, что за 30 сребреников Иуда предал Иисуса Христа.

В этот день на Закарпатье традиционно начинают печь паски, придерживаясь различных древних обрядов. Как правило, их выпекали несколько, разных размеров, иногда для каждого члена семьи, и одну большую - для всех. Украшают узорами из теста - двойными, тройными косами, гугуцами, крестами, решетками, веночками.

"Особенно следили, чтобы не нарушить принятых правил, когда помещали паски в печь, - пишет Дмитрий Копинец. - Хозяйки запрещали ходить по дому, чтобы не было сквозняка. Всех, кто находился в доме, просили выйти, кроме дочерей, чтобы с детства учились печь. Суеверные женщины обмывали больных людей и детей в этот вечер. При этом выливали обмывки на перекрестке дорог, "чтобы там все лихо осталось". Вот почему остерегались на рассвете выходить на дорогу – "чтобы чужая болезнь не прицепилась".

В четверг, вечером, происходило богослужение - страстное, читалось 12 евангелий и звонили во все колокола. После колокола замолкали и их не было слышно вплоть до Святого Воскресения. Вместо них использовали деревянные колотушки, созывая народ в церковь.

"Живный четверг за такой день держат, когда гадалки и суеверия имеют наибольшую силу. На живный четверг привыкли телят и поросят корошать, ибо веруют, что на этот день резанная рана скоро и легко лечится, - пишет Юрий Жаткович. - Когда в одной хате много хозяек живет, то одна из них уже на живный четверг печет паску себе, ибо в пятницу, поскольку праздник, нельзя. После этого вечером в пятницу зачинает вторая. В северной полосе еще и сейчас кладут простой квас в паску, в средней же и южной - дрожжи".

Страстная пятница

Великая пятница - это день траура в память о страстях и смерти Христа. Богослужения Великой пятницы проникнуты Духом жертвенной любви и бесконечного милосердия к человеческому роду.

В этот день христиане строго постятся. Запрещено в Страстную Пятницу петь и веселиться. Говорят, тот, кто смеется в пятницу, проплачет целый год. Кульминация этого дня – вынос Плащаницы. До этого времени пожилые люди стараются ничего не есть, хотя кое-кто держит пост аж до самого воскресенья.

Обряд Богослужения в Великую Пятницу существенно отличается от других. Правятся в церквях утренняя и вечерняя Великой Пятницы и Великой Субботы, в которых подчеркивается строгая Божья справедливость, бесконечная Божья любовь и милосердие Божие к нам, грешным. Неотъемлемой частью обряда является Плащаница - кровавая история спасения рода человеческого. Плащаница - это простыня, в которую обернули мертвое Тело Христа, когда Его клали в гроб: "Благородный Иосиф, с древа сняв Пречистое Тело Твое, Плащаницей чистой обвил, и благовониями покрыв, во гробе новом положил", - поется в тропаре Великой Пятницы на вечерней и на утренней Великой Субботы. У нашего народа Святая Плащаница в большом почете, в почитании и любви. В Великую Пятницу все постятся и с большим благоговением приступают к целованию Святой Плащаницы. Проходят на коленях от входной двери церкви. Перед и после целования Плащаницы отдают три доземных поклона со словами: "Протерпел Ты за нас страсти, Иисус Христос, сын Божий, помилуй нас!"

Павел Федака, доктор исторических наук, ссылаясь на статью исследователя Василия Довгуна "Пасха издавна", приводит описание некоторых древних закарпатских обрядов, ритуалов и обычаев, связанных с Пасхой. В частности, по словам Довгуна "в Пасхальную пятницу, во время вечерни, хозяйка замешивает тесто в специальном корыте, кладет его на стол, а сверху – три ивовых прута и прикрывает. Ночью, когда запоет первый петух, подмешивает квас". Чтобы потом в Субботу натопить печь заранее заготовленными для этого случая дровами и большой круглой лопатой поместить паску в печь.

Дома в Пасхальную пятницу люди старались вести разговор в умеренных тонах. В этот день, кроме детей и больных, никто не ел. А вечером шли в церковь целовать Плащаницу. Возвращаясь с богослужения, снова брались за работу. Нельзя было только шить, стирать, колоть дрова, строгать и тому подобное.

Великая Суббота

В Великую Субботу в обязанности хозяина входило подготовить корзину для посвящения – ее промывали в проточной воде и сушили на солнце. Женщины же рисовали писанки, готовили жареное и варили еду, пекли паски. А вечером наполняли корзину. Наиболее торжественным был вечер в Пасхальную субботу: у костра на церковном огороде. Ребята рассказывали разные сказки, легенды, приключения и истории.

Юрий Жаткович пишет: "Белая челядь дома ладит то, что "пуд паску" придет, себ то как можно больше яиц вареных, солонины, масла, сыра от коров, овец или коз, пикниц (колбас), шовдарь (ветчин), запеченных кур и др. Но столько всячины лишь добрые хозяева кладут под паску, а другие будут довольствоваться, когда немного яиц, чуть-чуть солонины и сыра смогут себе достать. Отдельная паска не только у каждой семьи, но и у каждой такой челяди, которая не имеет своей семьи, пр. жидовские слуги и прислужницы, нищие, старые, молодцы и девки. Пока белая челядь дома ладит все необходимое под Пасху, завершает свои обычные, субботние дела: купает детей, ладит наряд, варит еду на неделю — тогда же парни и юнцы разводят возле церкви огонь, ведут набожные беседы, а грамотные в церкви рядом с плащеницей с дьяком и старшими хозяевами Деяния читают."

Специально для Пасхи в каждой семье есть корзина-дарник (она служит исключительно для освящения пасок и скоромного на Пасху) и вышитый особым узором рушник. Вечером дарник наполняют праздничными яствами: кладут паски - пшеничные и сырную, писанки, крашенки, сало, домашнюю колбасу, шовдарь, хрен, чеснок, комок сливочного масла, соль, свечу (ее втыкают в паску и зажигают, когда священник святит скоромное). Все накрывают полотенцем. Кроме общепринятого набора, в каждом уголке Закарпатья, да, в конце концов, и в каждой семье, добавляют в него нечто свое. Скажем, пирожные и бутылку вина - на Мукачевщине. В Бороняве, на Хустщине, святят отварного или жаренного петуха. Связано это с тем, что он якобы первым всему миру возвестил, что Сын Божий воскрес из мертвых.

Пасха символизирует полноту жизни и единство христиан. Были времена, когда едва ли не каждая жительница Закарпатья имела собственный рецепт паски, переданный мамой или бабушкой. К сожалению, случилось так, что добрая половина нынешних хозяек таких рецептов не сохранила.

Творожная паска и вообще молочное - означает духовную пищу. В Святом писании сказано, что в земле обетованной течет молоко и мед.

Свинина в мифологическом мировоззрении многих народов связана со светом. Как правило, вепрь ассоциируется с мужской силой и светом, а свинья - с женской, то есть силой земли, теплом и плодородием. Соль - символ полноты, изобилия, сути.

Однако сейчас уже нечасто можно увидеть среди традиционного набора пасхальной корзины наших хозяек запеченного барашка, который является символом Иисуса Христа, ягненка Божьего. Еще не так давно люди верили, что агнец будет гарантировать благосклонность сил природы и оберегать от стихийного бедствия. Когда корзина наполнена, пора отправляться на всенощную службу. До утра никто не должен спать. Существует поверье, что тот, кто отсыпается в такую великую ночь, проспит свое счастье, поскольку оно, счастье, этой ночью ходит среди людей, но приходит лишь к тем, кто не спит.

"До первой мировой войны наши предки несли паску в храм не в корзине, а в скатерти? - пишет Дмитрий Копинец. - На нее клали блюда, которые должны были быть освящены, и все четыре конца скатерти связывались. Корзины стали использовать только после войны, во времена Чехословакии. Поэтому хозяева или двое старших детей брали корзины и несли в церковь. Возле храма становились в несколько рядов, чтобы между рядами мог пройти священник. Сначала шла служба, потом процессия с крестом и павизами (хоругвями) обходила церковь, и тогда батюшка приступал к освящению пасок".

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme