Страстная неделя: Как правильно провести последнюю неделю Великого поста

После празднования Вербного воскресенья наступала Страстная неделя

Страстная неделя: Как правильно провести…

Слово "страсти" на церковнославянском означает "испытания и страдания", поэтому Страстная неделя посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа, сообщает Depo.Закарпатье.

Страстной понедельник

По традиции украинский и закарпатский люд в Страстной понедельник убирал свой дом – красил, мыл, чистил. В понедельник, особенно для женщин, день начинался рано, – пишет закарпатский краевед Дмитрий Копинец в книге "Буштинские обрядовые действа и развлечения молодежи в древности". – Еще до восхода солнца мать будила дочерей, и они, умывшись, начинали хозяйничать, смазывать желтой глиной пол на завалинке, потом мыли ладу (сундук на одежду), лавочки, стол, дверь, чистили окна и тому подобное. После обеда шли на огород, чтобы к чистому четвергу посеять все семена.

Страстной вторник

Во вторник женщины золили, стирали, гладили белье. Если была хорошая погода, выносили на двор все: постель, покрывала и другой текстиль. также во вторник готовили к празднику праздничную одежду. Мужчины тем временем осматривали поля и заготавливали дрова для выпечки куличей.

Чистая среда

Среда была днем своеобразного завершения важнейших работ: в среду под вечер нужно было справиться с огородом, навести порядок в доме, убрать его снаружи. Вечером начинали готовить тесто для куличей, девушки выбирали яйца для писанок, готовили воск, кицку (писало), природные красители. Ребята же убирали двор, собирали дрова, освобождали двор от всякого хлама и тому подобное.

Страстной или Чистый четверг

День стастной недели, с которого начинаются приготовления к празнику – это Страстной четверг, который еще называют Живным, или Чистым. По древнему обычаю на рассвете этого дня взрослые и дети особенно торжественно моются. Украинский обычай велит это делать возле колодца или реки. До Чистого четверга дом должен быть убран, чист. Хозяйки развешивают в доме полотенца, украшают стены красочными вытынанками. Свечой, принесенной вечером из церкви, выжигают изображение креста на притолоке над входом в дом. Страстную свечу хранят до следующего Страстного четверга.

Традиционно в этот день до праздника покупают детям какие-то обновки. Также именно в Чистый Четверг девушки расписывают писанки для любимых и готовят пасхальные открытки. Издавна в Страстной Четверг маленькие дети утром ходят к родственникам и крестным родителям за "кукуцами-гугуцами". Так раньше называли пончики в виде символических птичек. Дарили также яблоки, орехи, выпечку, сейчас же в основном разнообразные сладости. Деньги желательно не давать, потому что они напоминают, что за 30 сребреников Иуда предал Иисуса Христа.

В этот день на Закарпатье традиционно начинают печь паски, придерживаясь различных древних обрядов. Как правило, их выпекают несколько, разных размеров, иногда для каждого члена семьи, и одну большую – для всех. Украшают узорами из теста – двойными, тройными косами, гугуцами, крестами, решетками, веночками.

"Особенно следили, чтобы не нарушить обычных правил, когда сажали паски в печь, – пишет Дмитрий Копинец. – Хозяйки запрещали ходить по дому, чтобы не было сквозняка. Всех, кто был в доме, просили выйти, кроме дочерей, чтобы сызмальства учились печь. Суеверные женщины обмывали больных людей и детей в этот вечер. При этом выливали обмывки на перекрестке дорог, "чтобы там все беды остались". Вот почему остерегались на рассвете выходить на дорогу – "чтобы чужая болезнь не прицепилась".

В четверг, вечером, происходило богослужение – страсти, Прочитувалося 12 евангелий и звонили во все колокола. Позднее колокола замолкали и их не было слышно вплоть до Святого Воскресения. Вместо них использовали деревянные колотушки, созывая народ к церкви.

"Чистый четверг такой день держат, когда гадалка и суеверия имеют наибольшую силу. На чистый четверг привыкли телята и поросята корошати, ибо веруют, что на сесь день резаная рана скоро и легко лечит ся, – пишет Юрий Жаткович. – Когда в одном доме больше хозяек живет, то одна из них уже на живний четверг печет паску себе, ибо в пятницу, как в праздник, нельзя. Сперва вечером в пятницу делает опару вторая. В северной полосе еще и теперь кладут простой квас в пасху, в средней же и южной – дрожжи".

Страстная пятница

Великая пятница – это день траура в память о страстях и смерти Христа. Богослужение Великой пятницы проникнуты Духом жертвенной любви и бесконечного милосердия к человеческому роду. В этот день христиане строго постятся. Запрещено в Страстную Пятницу петь и веселиться. Говорят, тот, кто смеется в пятницу, проплаче целый год. Кульминация этого дня – вынос Плащаницы. До сих пор пожилые люди стараются ничего не есть, хотя кое-кто постится аж до самого воскресенья.

Обряд Богослужения в Великую Пятницу очень отличается от других. Правиться в церквях утреня и вечерня Великой Пятницы и Великой Субботы, в которых подчеркивается строгая Божья справедливость, бесконечная Божья любовь и милосердие Божие к нам, грешным. Неотъемлемой частью обряда является Плащаница - кровавая история спасения рода человеческого. Плащаница - это простыня, в которую завернули мертвое Тело Христа, когда Его клали в гроб: "Благородный Иосиф, с дерева сняв Пречистое Тело Твое, Плащаницей чистой обвил, и благовониями покрыв, во гробе новом положил", - поется в тропаре Великой Пятницы на вечерне и на утро Великой Субботы. У нашего народа Святая Плащаница в большом почете, в почитанні и любви. В Великую Пятницу все постятся и с большим благоговением приступают к целованию Святой Плащаницы. Приступают на коленях от входной двери церкви. Перед и после целования Плащаницы отдают три доземнные поклоны со словами: "Притерпел Ты за нас страсти, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас!"

Доктор исторических наук Павел Федака, ссылаясь на статью исследователя Василия Довгуна "Пасха давно", приводит описание некоторых древних закарпатских обрядов, ритуалов и обычаев, связанных с Пасхой. В частности, по словам Довгуна "в Пасхальную пятницу, во время вечерни, хозяйка замешивает тесто в специальном корыте, кладет его на стол, а сверху – три ивовые прутья и прикрывает. Ночью, когда запоет первый петух, подмешивает квас". Чтобы потом в Субботу натопить печь заранее заготовленными для этого случая дровами и большой круглой лопатой посадить пасху в печь.

В Пасхальную Пятницу дома люди пытались вести разговор в умеренных тонах, – пишет Дмитрий Копинец. – В этот день, кроме детей и больных, никто не ел. А вечером шли в церковь целовать Плащаницу. Возвращаясь с богослужения, снова брались за работу. Нельзя было только шить, стирать, колоть дрова, строгать и прочее.

Великая Суббота

В Великую Субботу в обязанности хозяина входило подготовить корзину для посвящения – ее промывали в проточной воде и сушили на солнце, – пишет Дмитрий Копинец. Женщины же рисовали писанки, готовили жареное и варили еду, пекли паски. А вечером наполняли корзину. Самым торжественным был вечер в Пасхальную субботу: у костра на церковном огороде. Ребята рассказывали разные сказки, легенды, приключения и истории.

Юрий Жаткович пишет: "Белая челядь дома ладит то, что „под кулич" придет, то есть как можно больше яиц вареных, солонины, масла, сыра от коров, овец или коз, пикниц (колбас), шовдарей (кабак) уженых, печеных кур и др. Но только всячины лишь добрые хозяева кладут под пасху, а остальные довольствуются тем, какие яйца, сколько солонины и сыра способны себе достать. Отдельную паску имеет не только каждая семья, но и каждый, кто не имеет своей семиьи например. жидовские слуги и служанки, нищие, старые бобыри и девки. Пока белая челядь дома готовит вещи под пасху, кончит свои обычные, субботние дела: купает детей, делает уборку, варит кушать на неделю – до тех пор парни кладут возле церкви огонь, осуществляющих набожные беседы, а грамотные в церкви возле плащеницы с дьяком и старшими хозяевами Деяния читают."

Специально для Пасхи в каждой семье есть корзина-дарник (она служит исключительно для освящения паски и скоромного на Пасху) и вышитое особым узором полотенце. Вечером дарник наполняют праздничными яствами: кладут паски – пшеничную и творожную, писанки, крашенки, сало, домашнюю колбасу, шовдарь, хрен, чеснок, комок сливочного масла, соль, свечу (ее вставляют в пасху и зажигают, когда священник святит скоромное). Все накрывают полотенцем. Кроме общепринятого набора, в каждом уголке Закарпатья, и в конце концов и в каждой семье, добавляют в него нечто свое. Скажем, пирожные и бутылку вина, как на Мукачевщине. В Бороняве, на Хустщине, святят отварного или прожаренного петуха. Связано это с тем, что он якобы первым всему миру возвестил, что Сын Божий воскрес из мертвых.

Пасха символизирует жизненную полноту и единство христиан. Были времена, когда чуть ли не каждая закарпатка имела собственный рецепт паски, перенятый от мамы и бабушки. К сожалению, случилось так, что добрая половина нынешних хозяек таких рецептов не сохранила. Творожная паска и вообще молочное – означает духовный харч. В Святом писании сказано, что в земле обетованной течет молоко и мед. Свинина в мифологическом мировоззрении многих народов связана со светом. Как правило, кабан ассоциируется с мужской силой и светом, а свинья – с женской, то есть силой земли, теплом и плодородием. Соль – символ полноты, изобилия, сути.

Однако уже нечасто можно увидеть среди традиционного набора пасхальной корзины наших хозяек выпеченного барашка, который является символом Иисуса Христа, ягненка Божьего. Еще не так давно люди верили, что агнец будет гарантировать приверженность сил природы и оберегать их от стихийного бедствия. Когда корзина сложена, пора идти на всенощную службу. До утра никто не должен спать. Существует поверье, что тот, кто отсыпается в такую большую ночь проспит свое счастье, поскольку оно, счастье, этой ночью ходит среди людей, но приходит лишь к тем, кто не спит.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Закарпатье

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"