Страстная неделя: Как правильно провести последнюю неделю Великого поста

После празднования Вербного воскресенья с его развлечениями и обрядами, которые должны были принести людям здоровье и достаток, наступала Страстная неделя

Страстная неделя: Как правильно провести…

Слово "страсти" на церковнославянском означает «испытания и страдания», поэтому Страстная неделя посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа, сообщает Depo.Закарпатье.

После празднования Вербного воскресенья с его развлечениями и обрядами, которые должны были принести людям здоровье и достаток, наступала Страстная неделя.

Страстной понедельник
По традиции, украинцы и закарпатцы в Страстной понедельник убирали свой дом — красили, мыли, чистили.
В понедельник, особенно для женщин, день начинался рано, - пишет буштинський краевед Дмитрий Копинец в книге "Буштинские обрядовые действа и развлечения молодежи в древности". - Еще до восхода солнца мать будила дочерей, и они, умывшись, начинали хозяйничать, мазать желтой глиной пол на завалинке, потом мыли ладу (сундук для одежды), лавочки, стол, дверь, чистили окна и тому подобное. После обеда шли на огород, чтобы до страстного четверга посеять все семена.

Страстной вторник
Во вторник женщины золили, стирали, гладили белье. Если была хорошая погода, выносили на двор все: постель, покрывала и другой текстиль. Также во вторник готовили к празднику праздничную одежду. Мужчины тем временем осматривали поля и заготавливали дрова для выпечки пасок.

Чистая среда
Среда была днем своеобразного завершения важнейших работ: в среду под вечер нужно было справиться с огородом, навести порядок в доме, убрать его снаружи. Вечером начинали готовить тесто для пасок, девушки выбирали яйца для писанок, готовили воск, кицку (писало), природные красители. Парни же убирали двор, складывали дрова, убирали двор от всякого хлама и тому подобное.

Страстной четверг
День стастной недели, с которого начинаются приготовления к празднованию, – это Страстной четверг, который еще называют Живным, или Чистым. По древнему обычаю, на рассвете этого дня взрослые и дети особенно торжественно моются. Украинский обычай велит это делать возле колодца или реки. До Чистого четверга дом должен быть убран, чист. Хозяйки развешивают в доме рушники, украшают стены красочными вытынанками. Свечой, принесенной вечером из церкви, выжигают изображение креста на притолоке над входом в дом. Страстную свечу хранят до следующего Страстного четверга.

Традиционно в Чистый четверг к празднику покупают детям какие-то обновки. Также именно в Чистый четверг девушки расписывают писанки для любимых и готовят пасхальные открытки. Издавна в Страстной четверг маленькие дети утром ходят к родственникам и крестным родителям за "кукуцами-гугуцами". Так раньше называли пончики в виде символических птичек. Дарили также яблоки, орехи, выпечку, сейчас же в основном разнообразные сладости. Деньги желательно не давать, потому что они напоминают, что за 30 сребреников Иуда предал Иисуса Христа.

В этот день на Закарпатье традиционно начинают печь паски, придерживаясь различных древних обрядов. Как правило, их выпекают несколько, разных размеров, иногда для каждого члена семьи, и одну большую - для всех. Украшают узорами из теста - двойными, тройными косами, гугуцами, крестами, решетками, веночками.

"Особенно следили, чтобы не нарушить обычные правила, когда сажали паски в печь, - пишет Дмитрий Копинец. - Хозяйки запрещали ходить по дому, чтобы не было сквозняка. Всех, кто был в доме, просили выйти, кроме дочерей, чтобы сызмала учились печь. Суеверные женщины обмывали больных людей и детей в этот вечер. При этом выливали обмывки на перекрестке дорог, "чтобы там вся беда осталась". Вот почему остерегались на рассвете выходить на дорогу – “чтобы чужая болезнь не прицепилась”.

В четверг вечером проходило богослужение - Страсти, читали 12 евангелий и звонили во все колокола. Потом колокола замолкали, и их не было слышно вплоть до Святого воскресения. Вместо них использовали деревянные колотушки, созывая народ в церковь.

"Живным четвергом такой день считают, когда гадалка и суеверия имеют наибольшую силу. В живный четверг привыкли телята и поросята корошати, так как веруют, что в этот день резаная рана быстро и легко лечится, - пишет Юрий Жаткович. - Когда в одном доме больше хозяек живет, то одна из них уже в живный четверг печет паску себе, так как в пятницу, ведь это праздник, нельзя. А вечером в пятницу ставит тесто другая. В северной полосе еще и теперь кладут простой квас в паску, в средней же и полуденной - дрожжи".

Страстная пятница
Великая пятница - это день траура в память о страстях и смерти Христа. Богослужения Великой пятницы проникнуты духом жертвенной любви и бесконечного милосердия к человеческому роду.

В этот день христиане строго постятся. Запрещено в Страстную пятницу петь и веселиться. Говорят,что тот, кто смеется в пятницу, проплачет целый год. Кульминация этого дня – вынос Плащаницы. До сих пор пожилые люди стараются ничего не есть, хотя кое-кто постит до самого воскресенья.

Обряд Богослужения в Великую пятницу очень отличается от других. В церквях правятся утреня и вечерня Великой пятницы и Великой субботы, в которых подчеркиваются строгая Божья справедливость, бесконечная Божья любовь и милосердие к нам, грешным. Неотъемлемой частью обряда является Плащаница - кровавая история спасения рода человеческого. Плащаница - это простыня, в которую завинули мертвое тело Христа, когда его ложили в гроб: "Благородный Иосиф, с древа сняв пречистое тело твое, плащаницей чистой обвил и, благовониями покрыв, во гробе новом положил", - поется в тропаре Великой пятницы на вечерни и утрени Великой субботы. У нашего народа Святая плащаница в большом почете, в почитании и любви. В Великую пятницу все постятся и с большим благоговением приступают к целования Святой плащаницы. Приступают на коленях от входной двери церкви. Перед и после целования Плащаницы отдают три доземных поклона со словами: "Претерпевший за нас страсти, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас!"

Павел Федака, доктор исторических наук, ссылаясь на статью исследователя Василия Довгуна "Пасха давно", приводит описание некоторых древних закарпатских обрядов, ритуалов и обычаев, связанных с Пасхой. В частности, по словам Довгуна, "в Пасхальную пятницу во время вечерни хозяйка замешивает тесто в специальном корыте, кладет его на стол, а сверху – три вербовых прутья и прикрывает. Ночью, когда запоет первый петух, подмешивает квас". Чтобы потом в субботу натопить печь заранее заготовленными для этого случая дровами и большой круглой лопатой посадить паску в печь.

В Пасхальную пятницу дома люди пытались вести разговор в умеренных тонах, пишет Дмитрий Копинец. В этот день, кроме детей и больных, никто не ел. А вечером шли в церковь целовать Плащаницу. Возвращаясь с богослужения, снова брались за работу. Нельзя было только шить, стирать, колоть дрова, строгать и прочее.

Великая суббота
В Великую субботу в обязанности хозяина входило подготовить корзину для посвящения – ее промывали в проточной воде и сушили на солнце, пишет Дмитрий Копинец. Женщины же рисовали писанки, готовили жареное и варили еду, пекли паски. А вечером наполняли корзину. Наиболее торжественным был вечер в Пасхальную субботу: у костра на церковном огороде. Парни рассказывали разные сказки, легенды, приключения и истории.

Юрий Жаткович пишет: "Женщины дома готовили то, что „под паску“ придет, то есть как можно больше яиц вареных, сала, масла, сыра от коров, овец или коз, пикниц (колбас), шовдарей (ветчины) копченых, печеных кур и др. Но только всячину лишь добрые хозяева кладут под паску, а другие довольствуются, когда каких-то яиц, мало сала и сыра способны себе достать. Отдельная паска есть не только у каждой семьи, но и каждой такой женщины, у которой нет своей семьи, напр. еврейские слуги, нищие, старые холостяки 1) и девки. Пока женщины готовят дома вещи для Пасху, закончивают свои обычные, субботние дела, как то: купают детей, готовят одежду, варят еду на воскресенье, парни и юноши расжигают возле церкви огонь, введут набожные беседы, а грамотные в церкви сперед плащеницей с дьяком и старшими хозяевами "Деяния" читают."

Специально для Пасхи в каждой семье есть корзина-дарник (она служит исключительно для освящения пасок и скоромного на Пасху) и вышитый особым узором рушник. Вечером дарник наполняют праздничными яствами: кладут паски - пшеничные и творожную, писанки, крашенки, сало, домашнюю колбасу, шовдарь, хрен, чеснок, сливочное масло, соль, свечу (ее ставят в паску и зажигают, когда священник святит скоромное). Все накрывают рушником. Кроме общепринятого набора, в каждом уголке Закарпатья и, в конце концов, в каждой семье добавляют в него нечто свое. Скажем, пирожные и бутылку вина, как на Мукачевщине. В Бороняве, на Хустщине, святят отварного или прожаренного петуха. Связано это с тем, что он якобы первым всему миру возвестил, что Сын Божий воскрес из мертвых.

Паска символизирует жизненную полноту и единство христиан. Были времена, когда чуть ли не каждая закарпатка имела собственный рецепт паски, перенятый от мамы и бабушки. К сожалению, случилось так, что добрая половина нынешних хозяек таких рецептов не сохранила.

Творожная паска и вообще молочное означают духовную пищу. В Святом писании сказано, что в земле обетованной течет молоко и мед.

Свинина в мифологическом мировоззрении многих народов связана со светом. Как правило, вепрь ассоциируется с мужской силой и светом, а свинья - с женской, то есть силой земли, теплом и плодородием. Соль - символ полноты, изобилия, сути.

Однако уже нечасто можно увидеть среди традиционного набора пасхальной корзины наших хозяек выпеченного барашка, который является символом Иисуса Христа, ягненка Божьего. Еще не так давно люди верили, что агнец будет гарантировать благосклонность сил природы и оберегать их от стихийного бедствия. Когда корзина сложена, пора идти на всенощную службу. До утра никто не должен спать. Существует поверье, что тот, кто отсыпается в такую большую ночь, проспит свое счастье, поскольку оно, счастье, этой ночью ходит среди людей, но приходит лишь к тем, кто не спит.

"До Первой мировой войны наши предки несли паску в храм не в корзине, а в скатерти, - пишет Дмитрий Копинец. - На нее клали блюда, которые должны были быть освящены, и все четыре конца скатерти связывались. Корзину начали использовать только после войны, во времена Чехословакии. Поэтому хозяева или двое старших детей брали корзины и несли в церковь. Возле храма становились в несколько рядов, чтобы между рядами мог пройти священник. Сначала шла служба, потом процессия с крестом и павизами (хоругвями) обходила церковь, и тогда батюшка приступал к освящению пасок".

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme