Слава, скитания и надежды Ужгородской детской железной дороги

Уникальный для области объект, который годами бездействует, может заработать в конце лета

Слава, скитания и надежды Ужгородской де…

После многих лет полного упадка "изюминку" областного центра Закарпатья – узкоколейную детскую железную дорогу начали ремонтировать и готовить к запуску, пишет Depo.Закарпатье.

Сейчас на территории Ужгородской детской железной дороги работают ремонтники: меняют железнодорожное полотно, меняют шпалы, ремонтируют начальную станцию, восстанавливают прилегающую территорию.

Слава, поневіряння та надії Ужгородської дитячої залізниці - фото 1

Слава, поневіряння та надії Ужгородської дитячої залізниці - фото 1

Настоящим зрелищем стала замена старого локомотива на восстановленный, работающий. Его привезли из Береговского депо. Другой отвезут в село Оноковцы на ремонт, после чего отправят работать на Боржавскую узкоколейку.

Основную часть финансирования ремонтных работ взяла на себя Львовская железная дорога. Еще часть денег должен дать Ужгородский городской совет, ведь именно он в перспективе должен стать обладателем детской железной дороги. Документ, подтверждающий готовность власти финансировать работы на железной дороге, мэр Богдан Андреев подписал еще 25 мая. Активисты тогда сетовали, мол, документ подписал, а на железной дороге никто из власти не появлялся.

Мэр активистов услышал: 3 июня осмотрел, как проводится ремонт и благоустройство вагонов, колеи и территории детской железной дороги. Обсудил вопрос необходимых работ и дальнейшего функционирования аттракциона для детей из регионального филиала "Львовская железная дорога" ПАО "Укрзализныця" с Иваном Груником и начальником Ужгородской дирекции железнодорожных перевозок Александром Пушкашем. Речь шла не только о финансировании: мэр озаботился безопасностью посетителей аттракциона и привлечением школьников к работе кружка юных железнодорожников.

Тем не менее, многие из ужгородцев сомневается в том, что железная дорога будет работать дольше, чем на Закарпатье будет находиться Москаль. К сожалению, многолетняя история "жизни и смерти" узкоколейки – яркое доказательство того, что интерес к ней со стороны руководителей и политиков был временным и слишком популистским – в основном, ради желания стать более симпатичным для народа. Итак, коротко об истории дороги.

Слава, поневіряння та надії Ужгородської дитячої залізниці - фото 2

Детская железная дорога была открыта в августе 1947 года, в День железнодорожника. Тупиковый путь длиной 1,1 км протянулся по берегу реки Уж в центре города от бывшей Ужгородской синагоги (теперь органный зал) в восточной части Ужгородского ботанического сада. На дороге существовали две станции – "Сталинская" и "Парк". Сначала на железной дороге работали паровоз и два деревянные вагоны. Чуть позже дорога получила еще один паровоз, тепловоз ТУ2 и вагоны Pafawag.

После развенчания культа личности Сталина станция "Сталинская" была переименована на "Пионерскую". Тогда же дорогу оборудовали полуавтоматической блокировкой.

"На перроне станции "Сталинская" Малой закарпатской железной дороги большое оживление – идет посадка пассажиров. Возле вагонов дети в форме железнодорожников проверяют билеты. "Внимание! – раздается голос диктора радиостудии станции Светланы Кузьменко. – Через две минуты поезд номер сорок четыре отправляется к станции "Парк". Веселые юные пассажиры выглядывают из окон вагонов. Сколько счастья светится в их глазах", – именно так в 1953 году сообщила о работе ужгородской детской узкоколейки газета "Закарпатская правда".

И далее: "Здесь дети проходят настоящую школу практической работы на железной дороге, приобретая навыки в специальностях стрелочников, проводников, обходчиков путей, контролеров, дежурных по станции, машинистов. Для того, чтобы иметь возможность работать на нашей железной дороге".

В 1990-х годах станция "Пионерская" изменила свое название на "Молодежную".

Время от времени дорога страдала от наводнений, поскольку расположена на берегу реки Уж. Именно поэтому, начиная с 2000-х годов, неоднократно предпринимались попытки ее закрытия.

В 2008 году, за несколько дней до начала сезона, было объявлено о закрытии дороги. Тогда же началась другая жизнь узкоколейки - реанимационная. Однажды, она даже "ожила".

В 2009 г. областная ячейка "Фронта перемен" инициировала акцию по возрождению детской железной дороги. Торжественное открытие железной дороги с насыщенной развлекательной программой для малышей состоялось 1 августа. Правда, работала она недолго – зимой ее, конечно, закрыли, а весной работу уже не восстановили. Дальше пошли только "благие намерения".

Слава, поневіряння та надії Ужгородської дитячої залізниці - фото 3

В 2011 году в Ужгороде во время встречи руководителя Львовской железной дороги Богдана Пиха с тогдашним председателем Закарпатской ОГА Александром Ледидой и городским головой Виктором Погореловым говорилось о намерении Львовской железной дороги передать детскую узкоколейку местной власти.

В 2013-ом на сессии Ужгородского горсовета депутаты решили принять в коммунальную собственность железную дорогу для реконструкции и восстановления. И дело не сдвинулось с мертвой точки

2014 год: Программа экономического и социального развития г.Ужгорода декларирует среди основных задач на 2014 год в рамках программы Норвежской финансовой помощи сформировать и представить на рассмотрение проект "Реконструкция и восстановление работы Ужгородской детской железной дороги".

Три года продолжалась переписка между управлениями и ведомствами. В частности, областная администрация поддержала позицию Ужгородского горсовета, о чем написала соответствующее обращение в Мининфраструктуры. Одно из последних писем – в 2014 году министерство инфраструктуры Украины поручило государственной администрации железнодорожного транспорта подготовить и предоставить министерству соответствующий проект распоряжения Кабинета Министров Украины. В 2015-ом на совещании тогдашних глав ОГА Василия Губаля и облсовета Владимира Чубирко, первого заместителя начальника "Львовской железной дороги" Александра Ефименко, начальника подразделения "Ужгородская дирекция железнодорожных перевозок" Александра Пушкаря предлагалось передать железную дорогу в коммунальную собственность. И снова – ноль и вечное от руководителей: "На Львовской железной дороге стоит вопрос о передаче".

Слава, поневіряння та надії Ужгородської дитячої залізниці - фото 4

Очередная надежда реанимировать железную дорогу затеплилась в январе 2016-го. Губернатор Закарпатья Геннадий Москаль пообещал занести в Кабмин проект решения о передаче детской железной дороги на баланс Ужгорода. "Если для того, чтобы город взял на баланс детскую железную дорогу, нужно только решение Кабмина, мы его подготовим. Под лежачий камень вода не течет! За три года нельзя написать один документ? Я лично занесу проект решения в министерство, чтобы сохранить историю города", – заявил Москаль и поручил управлению туризма подготовить соответствующий документ, чтобы во время ближайшего пребывания в столице наконец-то уладить этот вопрос.

И таки удалось: детскую железную дорогу в Ужгороде передали на баланс города. "Все формальности по передаче дороги на баланс Ужгорода "Укрзализныця" выполнила", - отчитался Москаль.

Таким образом, уникальный для области объект, который годами бездействует, запустят. По крайней мере, именно сейчас на это есть надежда. И совсем не хочется задавать себе вопрос: "А надолго?"

Слава, поневіряння та надії Ужгородської дитячої залізниці - фото 5

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme