Началсь Страстная неделя: Как провести семь дней перед Пасхой

После празднования Зеленого воскресенья, с его развлечениями и обрядами, которые должны принести людям здоровье и достаток, пришла Страстная неделя

Началсь Страстная неделя: Как провести с…

Об этом пишет Depo.Закарпатье.

После празднования Зеленого воскресенья, с его развлечениями и обрядами, которые должны принести людям здоровье и достаток, наступала Страстная неделя.

Страстной понедельник
По традиции украинский и закарпатский народ, в Страстной понедельник, убирал свой дом — красил, мыл, чистил.
В понедельник, особенно для женщин, день начинался рано, - пишет буштинский краевед Дмитрий Копынец в книге "Буштинские обрядовые действа и развлечения молодежи в древности". - Еще до восхода солнца мать будила дочерей, и они, умывшись, начинали хозяйничать, смазывать желтой глиной пол на завалинке, потом мыли строи (сундук для одежды), лавочки, стол, дверь, чистили окна и тому подобное. После обеда шли на огород, чтобы к живному четвергу посеять все семена.

Страстной вторник
Во вторник женщины золили, стирали, гладили белье. Если была хорошая погода, выносили во двор все: постель, покрывала и иной текстиль. Также во вторник готовили к празднику праздничную одежду. Мужчины тем временем осматривали поля и заготавливали дрова для выпечки куличей.

Чистая среда
Среда была днем своеобразного завершения важных работ: в среду под вечер требовалось справиться с огородом, навести порядок в доме, убрать его снаружи. Вечером начинали замешивать тесто для куличей, девушки выбирали яйца для писанок, готовили воск, кицку (писало), природные красители. Парни убирали двор, собирали дрова, освобождали двор от всякого хлама и тому подобное.

Страстной четверг
День стастной недели, с которого начинаются приготовления к празднованию – это Страстной четверг, который еще называют Живным, или Чистым. По древнему обычаю, на рассвете в этот день взрослые и дети особенно торжественно мылись. Украинский обычай велит совершать это возле колодца или реки. К Чистому четвергу дом должен быть убран и чист. Хозяйки развешивают в доме полотенца, украшают стены красочными вытынанками. Свечой, принесенной вечером из церкви, выжигают изображение креста на притолоке над входом в дом. Страстную свечу хранят до следующего Страстного четверга.

Традиционно, в Чистый Четверг, к празднику покупают детям различные обновки. Также, именно в Чистый Четверг, девушки расписывают писанки для любимых и готовят пасхальные открытки. Издавна, в Страстной Четверг, маленькие дети утром идут к родственникам и крестным родителям за "кукуци-гугуци". Так раньше называли пончики в виде символических птичек. Дарили также яблоки, орехи, выпечку, сейчас же в основном разнообразные сладости. Деньги желательно не давать, в связи с тем, что они напоминают, что за 30 сребреников Иуда предал Иисуса Христа.

В этот день на Закарпатье традиционно начинают печь куличи, придерживаясь различных древних обрядов. Как правило, их выпекают несколько, разных размеров, иногда для каждого члена семьи, и одну большую - для всех. Украшают узорами из теста - двойными, тройными косами, гугуцами, крестами, решетками, веночками.

"Особенно следили за тем, чтобы не нарушить принятых правил, когда сажали куличи в печь, - пишет Дмитрий Копынец. - Хозяйки запрещали ходить по дому, чтобы не было сквозняка. Всех, кто был в доме, просили выйти, кроме дочерей, чтобы с детства учились печь. Суеверные женщины обмывали больных людей и детей в этот вечер. При этом выливали обмывки на перекресток дорог, "чтобы там все лихо осталось". Вот почему остерегались на рассвете выходить на дорогу – "чтобы чужая болезнь не прицепилась".

В четверг, вечером, проводилось богослужение - страстье, читалось 12 евангелий и звонили все колокола. После, колокола замолкали и их не было слышно вплоть до Святого Воскресения. Вместо них использовали деревянные колотушки, созывая народ в церковь.

"Живный четверг такой день, в который гадалки и суеверия наделены наибольшей силой. В живный четверг принято, что телята и поросята корошат, ибо веруют, что в этот день резаная рана скоро и легко лечится, - пишет Юрий Жаткович. - Когда в одном доме много хозяек живет, то одна из них уже на живный четверг печет кулич себе, ибо в пятницу, как в праздник, запрещается. За ней, вечером в пятницу замешивает вторая. В северной полосе еще и теперь кладут простой квас в пасху, в средней же и южной - дрожжи".

Страстная пятница
Великая пятница - это день траура в память о муках и смерти Христа. Богослужения Великой пятницы проникнуты Духом жертвенной любви и бесконечного милосердия к человеческому роду.

В этот день христиане строго постятся. Запрещено в Страстную Пятницу петь и веселиться. Говорят, тот, кто смеется в пятницу, проплаче целый год. Кульминация этого дня – вынос Плащаницы. До сих пор пожилые люди стараются ничего не есть, хотя некоторые постят аж до самого воскресенья.

Обряд Богослужения в Великую Пятницу очень отличается от других. В церквях правятся утреняя и вечерняя в Великую Пятницу и Великую Субботу, в которых подчеркивается строгая Божья справедливость, бесконечная Божья любовь и милосердие Божие к нам, грешным. Неотъемлемой частью обряда является Плащаница - кровавая история спасения рода человеческого. Плащаница - это простынь, в которую обернули мертвое Тело Христа, когда Его клали в гроб: "Благородный Иосиф, с древа сняв Пречистое Тело Твое, Плащаницей чистой обвил, и благовониями окурив, во гробе новом положил", - поется в тропаре в Великую Пятницу на вечерней и на утренней в Великую Субботу. У нашего народа Святая Плащаница в большом почете, в почитаннии и любви. В Великую Пятницу все постятся и с большим благоговением приступают к целованию Святой Плащаницы. Приступают на коленях от входной двери церкви. Перед и после целования Плащаницы отдают три доземных поклона со словами: "Претерпел Ты наши муки, Иисус Христос, сын Божий, помилуй нас!"

Павел Федака, доктор исторических наук, ссылаясь на статью исследователя Василия Довгуна "Пасха издавна", приводит описание некоторых древних закарпатских обрядов, ритуалов и обычаев, связанных с Пасхой. В частности, по словам Довгуна "в Пасхальную пятницу, во время вечерней, хозяйка замешивает тесто в специальном корыте, кладет его на стол, а сверху – три ивовые прута и прикрывает. Ночью, когда запоет первый петух, подмешивает квас". Чтобы потом, в субботу, истопить печь заранее заготовленными для этого случая дровами и большой круглой лопатой посадить пасху в печь.

В Пасхальную Пятницу дома люди старались вести разговор в умеренных тонах, - пишет Дмитрий Копынец.- В этот день, кроме детей и больных, никто не ел. А вечером отправлялись в церковь целовать Плащаницу. Возвращаясь с богослужения, снова брались за работу. Нельзя было лишь шить, стирать, колоть дрова, строгать и тому подобное.

Великая Суббота
В Великую Субботу в обязанности хозяина входило подготовить корзину для освящения – ее промывали в проточной воде и сушили на солнце, - пишет Дмитрий Копынец. Женщины же рисовали писанки, готовили еду и пекли куличи. А вечером наполняли корзину. Наиболее торжественным был вечер в Пасхальную субботу: у костра на церковном огороде. Ребята рассказывали разные сказки, легенды, приключения и истории.

Юрий Жаткович пишет: "Белая челядь дома ладит то, что "пуд кулич" придет, себ то как можно больше яиц вареных, солонины, масла, сыра от коров, овец или коз, пікниць (колбас), шовдарів (кабак) вужених, печеных кур и др. Но только всячины лишь добрые хозяева кладут под пасху, а иньши вдоволять ся, когда какие яйца, мало солонины и сыра способны себе достать. Отдельное кулич имеет не только кожда фамілїя, но и кожде такое челядьня, что не имеет своей фамілїї пр. жидовские слуги и служницї, нищие, старые леґінї 1) и дївки. Пока белая челядь дома ладит вещи под пасху, кончит свои обычные, суботнї дела, как: купает детей, ладит убранє, варит кушать на недїлю — дотїль хлопцї и леґінї кладут возле церкви огонь, осуществляющих набожные бесїди, а грамотные в церкви сперед плащеницї с дьяком и старшими хозяевами Дїянія читают."

Специально для Пасхи в каждой семье есть корзина-дарник (он служит исключительно для освящения куличи и скоромного на Пасху) и вышитый особым узором полотенце. Вечером дарник наполняют праздничными яствами: кладут паски - пшеничные и сырную, писанки, крашенки, сало, домашнюю колбасу, шовдарь, хрен, чеснок, комок сливочного масла, соль, свечу (ее стрмляють в пасху и зажигают, когда священник святит скоромное). Все накрывают полотенцем. Кроме общепринятого набора, в каждом уголке Закарпатья, и в конце концов и в каждой семье, добавляют в него нечто свое. Скажем, пирожные и бутылку вина, как на Мукачевщине. В Бороняве, на Хустщине, святят отварного или прожаренного петуха. Связано это с тем, что он якобы первым всему миру возвестил, что Сын Божий воскрес из мертвых.

Пасха символизирует жизненную полноту и единство христиан. Были времена, когда чуть ли не каждая закарпатка имела собственный рецепт пасхи, перенятый от мамы и бабушки. К сожалению, случилось так, что добрая половина нынешних хозяек таких рецептов не сохранила.

Творожная пасха и вообще молочное - означает духовный харч. В Святом писании сказано, что в земле обетованной течет молоко и мед.

Свинина в мифологическом мировоззрении многих народов связана со светом. Как правило, вепрь ассоциируется с мужской силой и светом, а свинья - с женской, то есть силой земли, теплом и плодородием. Соль - символ полноты, изобилия, сути.

Однако уже нечасто можно увидеть среди традиционного набора пасхальной корзины наших хозяек выпеченного барашка, который является символом Иисуса Христа, ягненка Божьего. Еще не так давно люди верили, что агнец будет гарантировать приверженность сил природы и оберегать их от стихийного бедствия. Когда корзина составлен, пора идти на всенощную службу. До утра никто не должен спать. Существует поверье, что тот, кто отсыпается в такую большую ночь проспит свое счастье, поскольку оно, счастье, этой ночью ходит среди людей, но приходит лишь к тем, кто не спит.

"До первой мировой войны наши предки несли кулич в храм не в корзине, а в скатерти? - пишет Дмитрий Копинец. - На нее клали блюда, которые должны были быть освящен, и все четыре конца скатерти связывались. Корзина начали использовать только после войны, во времена Чехословакии. Поэтому хозяева или двое старших детей брали корзины и несли в церковь. Возле храма становились в несколько рядов, чтобы между рядами мог пройти священник. Сначала шла служба, потом процессия с крестом и павізами (хоругвями) обходила церковь, и тогда батюшка приступал к освящению пасок".

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme