Не тот нынче Поливаный: Куда девушке спрятать писанку, чтобы выйти замуж

Традиция обливания девушек в понедельник и парней во вторник осталась, однако уже не везде такая, какой была когда-то

Не тот нынче Поливаный: Куда девушке спр…

Пасха на Закарпатье считается сугубо семейным праздником, поэтому в первый день, в Светлое воскресенье, в гости не ходят. Зато в Светлый понедельник, а потом и во вторник, в гости ходить и ждать гостей считается необходимым ритуалом. Традиционно, в эти дни матечки (крестные матери) и батечки (крестные отцы) дарят крестникам крашенки и писанки. Существуют у понедельника и вторника и другие традиции.

К Пасхе каждый пытается приобрести обновку. Эта традиция связана с весной, обновлением, пробуждением природы. В закарпатских селах и городках проходит праздничная понедельничная служба, после которой люди трижды обходят церковь с хоругвами – это замечательная возможность для девушек похвастаться новым нарядом. После службы традиционно посещают крестных родителей, дедушек и бабушек, чтобы таким образом проявить им свое уважение.

Пасхальный понедельник называется Обливным, или Поливаным. С давних времен юноши с ведрами, полными воды, на рассвете ходили по домам, в которых жили девушки на выданье, и обливали их. Те же, взамен, дарили парням писанки в знак благодарности. Считалось, что облитая девушка скорее выйдет замуж за любимого парня. Встречались обычаи, когда девушка должна была успеть подарить парню писанку до того, чтобы он ее не обливал, либо же девушки прятали писанки за пазухой, а юноши пытались их отобрать (но это уже больше похоже на ухаживания).

Если девушка возвращалась домой сухой, для нее это было позором. Поэтому девушки делали все ради того, чтобы их облили, ведь это свидетельствовало о серьезных намерениях парня, который обычно обливал только ту, которая ему нравилась. Соответственно, в знак взаимности он получал писанку или вышитый платок. Правда это означало, что танцевать на пасхальных празднествах он должен лишь с ней.

Иногда на Закарпатье девушек толкали в реку, поэтому они и близко не подходили к воде. Тем не менее, парни не сдавались – хватали какую-нибудь девушку и несли к ручью. Также, в одном из сел, юноши приходили к девушке на выданье и кричали под окном "Пришли мыть". Когда она выходила, ей трижды лили воду на руки. Она умывалась и дарила парням писанки.

На Закарпатье существует легенда о Поливаном понедельнике. После Пасхального дня, в понедельник, люди должны поливаться. Это объяснялось тем, что когда Христос воскрес, то люди радовались и говорили один другому: "Христос Воскрес! Христос Воскрес!", а их поливали помоями. Чтобы отмыться от помоев, обливали себя водой, дабы смыть с себя всякую "скверну."

В Светлый вторник, обычно, навещали родственников, друзей и знакомых. Кстати, именно в этот день девушки могли отомстить парням за Поливаный понедельник - облив того, к кому не безразлична.

Во все дни праздников молодежь традиционно шла в церковь и играла в различные игры. Например, на Хустщине "били блышки", на Раховщине играли в "букурию" и "спускайтесь, вишни", сейчас же скорее отправятся на шашлыки, нежели будут играть как дети.

Традиция обливания осталась на Закарпатье и по сей день. Приятно, что во многих селах это, как и ранее, веселое молодежное развлечение - искреннее, теплое и долгожданное как для парней, так и для девушек. К этому дню готовят не только ведра, но еще и изысканный наряд именно в национальном стиле, чтобы подчеркнуть не только свою красоту, но и уважение к народным обычаям. Но хватает и таких, для кого древняя традиция превратилась в день, в который необходимо облить всех и все. Без раздумий...

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme