Почему закарпатским "страшилкам" не стоит волноваться из-за Хэллоуина

Говорят, что в любом закарпатском селе стоит только свистнуть в пальцы - сразу появится ведьма, босорка, бесица. А есть еще упыри, блуди, поветрули, и, конечно, чугайстеры

Почему закарпатским "страшилкам" не стои…

Хэллоуин закарпатцы отмечают в последние годы громко, но с пониманием, что это — чужой праздник, и на Закарпатье его никогда не праздновали. Да и, собственно, для чего праздновать, если закарпатцам и своих "страшилок", хватает. Именно после Покрова, 14 октября, люди начинали устраивать вечеринки, но длились они лишь до полуночи. Потому что, считалось, тогда оживает нечистая сила. Говорят, что в любом закарпатском селе стоит только свистнуть в пальцы - и сразу появится ведьма, босорка, бесица. А есть еще упыри, блуди, поветрули, и, конечно, чугайстеры.

О последних в Карпатах существует немало рассказов, одни из них похожи на правду, другие - не очень. По преданию, чугайстрин, он же лесной человек, дед (Бойковщина), ночник (Закарпатья) и гай (Раховщина) – это густо обросший шерстью великан, ростом до 7 м, что не боится ни холода, ни жары, имеет синие глаза, длинную бороду, чрезвычайно быстрый, любит танцевать и петь.

Чугайстер считается хранителем человека, когда он находится далеко от дома – на равнине или в лесу. Именно он является защитником лесорубов и пастухов от лесных Дев (упириц, бесиц, блудниц и нявок или нимф), которые отвлекают парней, заманивают их в лесные трущобы и там теряют, – когда Чугайстер какую-то усмотрит, то сразу схватит, разорвет надвое и съест.

Гуцулы, будучи на равнине или в лесу, когда готовили ужин, то всегда оставляли немного своего баноша или кулиша для чугайстера. Когда пастухи или лесорубы возвращались с работы и не заставали еды, то очень радовались, ведь можно спокойно спать, потому что приходил лесной человек, а это значило, что никаких нявок в этом месте уже не было.

А еще горцы верят, что когда чугайстер встретится где-то в лесу или в лугах, то никакого вреда не оказывает, а только поет и просит, чтобы встречный потанцевал с ним. Поскольку он безумный танцор, то может случиться и такое, что нездоровый человек не сможет выдержать бешеного ритма "гуцулки-верховинки" и умрет. Тогда расстроенный чугайстер идет себе дальше. А если танцор хороший, то получит от деда награду.

Верить или нет в существование чугайстера – это личное дело каждого. Но как бы там ни было, ни доказать, ни опровергнуть факт его существования еще никто не смог, поэтому каждый, кто посетит Карпаты, имеет возможность встретиться с лесным мужчиной.

А еще на Закарпатье невероятно много ведьм. Известный закарпатский писатель, этнограф, археолог ХХ века. Федор Потушняк, ссылаясь на народные предания, отмечал, что их особенно много в окрестностях села Белки (Иршавщина). Он писал, что на "Белецком готаре (пространстве) если свистнуть в пальцы, то появится ведьм, сколько хочешь... В каждом селе их несколько, а иногда и десять-пятнадцать".

Лысых гор, то есть гор без деревьев на вершине, где собираются ведьмы, никто и не считал - они есть в каждом поселении.

Живут ведьмы среди земных людей, имеющих свой дом, двор, семью, только наделенные сверхъестественными силами и могут совершать необычные дела: управлять дождем, градом, тучами, ветром, забирать от коров и рожениц молоко, летать на венике или в ступе, забавляться с чертями и прочей нечистой силой. По преданиям ведьмы – очень красивые женщины, имеют очень длинные распущенные волосы и смуглое лицо, но совсем не следят за своей внешностью, ходят нечесаные, неопрятные, в неприглядном одежде, это для того, чтобы не привлекать на себя внимание мужчин, которые мешали бы ей заниматься бесовскими делами, но когда они идут на ведьмовские собрания становятся настоящими красавицами, поэтому рекомендовали быть осторожными при ночных встречах с красавицами.

В отличие от врожденной ведьмы очень опасной была ведьма ученая. Ее еще называют в венгерском фольклоре "босорка". Ею могла стать любая женщина. А для этого нужно было только на Юрия, когда впервые выгоняли стадо на толоку, дождаться вечера и пойти к реке к тому месту, где стадо переходило реку вброд, отыскать след коровьей ступицы и набрать оттуда в рот воды. Затем, набрав в рот воды, подойти к полевому кресту или кресту без церкви, побрызгать его водой из рта, снять всю одежду, повесить на распятие, а потом и самой залезть на крест. После этого, согласно поверью, женщина и становилась ведьмой, которая могла навлечь на людей болезни, отобрать от чужой коровы и роженицы молоко, созвать к себе гадов, забрать дождь, а также перевоплощаться в разных животных и людей, но только с полуночи до третьих петухов. Кроме того можно было стать ученой ведьмой, если снять с шеи свой нательный крестик, положить в обувь под пятку левой ноги и ходить в течение девяти дней.

"Она намажет коровьим маслом волосы, распустит их, садится на веник, запряженный черными кошками, или на плече чужому мужчине и летает и играет с чертями и другими нечистыми", – так описывает "развлечения" ведьм известный закарпатский ученый-этнолог, профессор УжНУ Михаил Тиводар.

Популярной демоническим существом является черт – олицетворение злой силы. Старейшим среди них является аридник, которого еще называют триюда, иуда, сатана, беда, ирод. Ему подвластными являются обычные черти – черт, бесы, юдники, ищезники. К примеру, гуцулы верили, что черта можно было для себя воспитать или купить. Он мог помогать по хозяйству, служить. Его можно было купить у мольфара. Такой добродушный домовой, помогает хозяину, но если его обидеть – может натворить бед.

Немало жутких, но интересных рассказов можно услышать об упырях. Так, загадочная и зловещая история случилась в 1950-е годы в одном из сел на Закарпатье, где произошел массовый падеж скота.

Крестьяне решили прибегнуть к народным методам, обратились к старому волхву. Тот сказал, что надо пойти на кладбище и посмотреть, кто накануне был похоронен. Оказалось, что за несколько дней до того умер человек, о котором ходила дурная слава. Чтобы закончилось несчастье, надо было раскопать могилу и вбить кол в грудь упырю. Трое мужчин, которые согласились на эту работу, взялись раскапывать могилу, на которую указал ворожбит. И якобы, добравшись до гроба, один из них, обвязанный веревками, начал открывать ее, а как открыл - на него брызнула свежая кровь, которой был заполнен гроб. А когда стали вбивать кол в сердце и втыкать девять иголок в пятки, еще и связывать ноги терновым ветвями, вдруг поднялась рука покойника и начала тянуть к себе смельчака. Едва успели извлечь того из ямы, а потом быстро засыпали могилу. Как ни странно, но мор скота прекратился, что еще больше усилило веру людей в сверхъестественные существа.

Стоит упомянуть и о демонических существах в образе красивых молодых девушек. Они связаны исключительно с лесом и горами, и в разных местах называются по-разному: нявка, мавка, майка, малфа, лесная. Закарпатцы считали, что они происходят из душ мертворожденных детей, умерших некрещеными. Имеют вид красивых девушек, оставляют следы босых детских ног, любят игры и танцы, особенно в новолуние. Людей, особенно молодых парней, мужчин, привлекают к себе пением, криками. Тех, кто пойдет за ними – заведут в безвестность. В некоторых местах считают, что вслед за нимфой по земле тянутся ее внутренности.

Дикая баба опасна для людей: высокая, худая, с длинными волосами, жестокая женщина, которая может защекотать до смерти! Часто подменяет человеческих еще некрещеных детей на своих, которые неугомонно кричат и плохо развиваются. А есть еще ночницы, которые отбирают у детей сон. Очень важным, особенно для пеших туристов есть злой дух блуд, который подстерегает невнимательных людей на карпатских тропах, и водит их горами до конца их дней.

Такое количество нечистой силы не могло не побудить закарпатцев организовать демонологический туризм. Как уверяет туризмовед Федор Шандор, если тема вызывает интерес, то почему бы ее не эксплуатировать? Например, организовывать походы с ночевкой к Черному лесу или Черному багульнику на Береговщине, где, как считается, сохранилось чудовище, которое забирает к себе людей. Есть и истории о гигантских сомах, завлекающих в свои норы коров или детей, легенды про горных духов, которые охраняют сокровища повстанцев и забирают людей. Для закарпатского "хэллоуина" героев хватает. И вряд ли они уступят заморскому чуду, ибо как ни крути, а в закарпатских страшилках - душа закарпатцев.

Использована информация портала "Колыба" , "Украина аномальная" и открытых источников

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme