Как сообразительный Цукерберг с Прикарпатья украл английские самолеты для Израиля

Эмануэль Цукерберг похитил в Великобритании десяток боевых самолетов, которые стали основой ВВС Израиля

Как сообразительный Цукерберг с Прикарпа…

Эмануэль Цукерберг родился в 1911 году в Станиславе (нынешний Ивано-Франковск) в состоятельной семье, владеющей нефтеперерабатывающим заводом и месторождениями. Когда ему было 14 лет, неподалеку от его дома приземлился военный биплан (легкий самолет с двумя парами крыльев, расположенными друг над другом). Пилоты, заметив восторг подростка, пригласили сделать с ними круг над городом. С того времени жизнь Эмануэля Цукерберга была связана с небом.

Четыре года спустя Цукерберг отправился изучать аэронавтику в Париж. Одновременно он закончил курсы пилотов и стал работать в частной французской авиакомпании. Его наставником, а впоследствии и напарником, был автор "Ночного полета" и "Маленького принца", опытный летчик Антуан де Сент-Экзюпери.

В 1934 году Цукерберг приехал в Палестину, создавать еврейский воздушный флот. Он стал первым профессиональным летным инструктором еврейских подпольных организаций самообороны. Под его руководством формировались кадры будущих ВВС Израиля.

Вся военная авиация страны насчитывала дюжину легких одномоторных самолетов. Исправить это суждено было агентам еврейского государства в Европе, которые должны были любым способом обойти объявленное ООН эмбарго на продажу оружия в охваченный войной регион. Одним из таких агентов в то время стал и Эмануэль Цукерберг.

В совершенстве владея несколькими европейскими языками, он умел понравиться, имел изысканные манеры и мог легко выдать себя за богатого еврейского плейбоя. Главное, что он сам был пилотом и благодаря предыдущей работе в Франции имел связи в профессиональной среде. Сменив по традиции того времени фамилию Цукерберг на ивритское Цур ("кремень" на иврите), Эмануэль отправился в Англию.

Вскоре через уголовные лондонские круги он начал покупать легкие двухмоторные самолеты. В Израиль он их перегонял самостоятельно, пользуясь только компасом и картой. Этот трюк ему удалось провернуть восемь раз - до того, как "партнеры" сообщили, что Скотленд-Ярд уже выслеживает его. Цур узнал об отставном генерале британских королевских ВВС, который живет на Юге Англии. Тот купил после войны дюжину бомбардировщиков "Бристоль Бофайтер", списанных армией на металлолом, а теперь не знал, куда их девать. Тяжелые, с почти 18-метровым размахом крыльев, вооруженные четырьмя 20-мм пушками и способные действовать даже ночью, "Бофайтеры" считались одними из самых продвинутых и грозных военных самолетов своего времени.

Цур должен был осмотреть машины, убедиться, что они еще способны летать. Появиться в Англии легально он уже не мог. Он арендовал во Франции легкий самолет и, зарегистрировав полет между двумя французскими городами, перелетел в Англию, пройдя радар на минимальной высоте.

Торг завершился приобретением шести более-менее целых "Бофайтеров", которых генерал обязался довести до надлежащего состояния за 2-3 недели. Работа закипела, а Цур вернулся в Париж, соображая, как же ему вывезти из Британии большие самолеты.

Вскоре на свет появилась продюсерская компания Air Pilot Film Company, которая объявила о намерении снять художественный фильм о героической борьбе новозеландцев с японцами. Кастинг для пилотов, которые должны были участвовать в съемках, проводил сам Цур. В мастерских генерала ему, наконец, удалось собрать только пять самолетов, так же и пилотов отобрали только пятерых. Сценарий передали властям для получения разрешений на взлеты и посадки бомбардировщиков на аэродроме к югу от Лондона.

Съемки начались в конце июля 1948 года. На третий день произошла трагедия. Один из пилотов не справился с управлением старым самолетом, врезался в гору и погиб. Все были уверены, что съемки приостановлены. Но Цур собрал группу и сказал, что героические новозеландские пилоты заслуживают увековечения в памяти людей, поэтому работа над фильмом будет продолжена. На следующий день отсняли последние дубли прощания с пилотами, которые отправляются на войну, и теперь только четыре бомбардировщика поднялись в небо. Руководство компании рассчиталось со статистами и лондонским составом. По плану дальнейшие съемки должны были происходить в Шотландии, природа которой, по мнению продюсера, напоминала новозеландские пейзажи. Туда и повели пилоты свои бомбардировщики. Цур немного задержался, уговорив диспетчеров сообщить о последнем взлете с задержкой на три часа.

Четыре часа спустя бомбардировщики приземлились – но вовсе не в Шотландии, а на Корсике, в Аяччо. Местные диспетчеры также получили щедрое вознаграждение за то, что власти рапортовали про неожиданный визит лишь тогда, когда самолеты были на пути к югославскому Подгорцу.

Через два дня после торжественного вылета из-под Лондона, четверка "Бофайтеров" села в Израиле. Она стала передовой ударной силой еврейских ВВС. А Цур четыре дня спустя снова полетел в Англию за новыми покупками. Он успел переправить в Израиль еще шесть самолетов до того, как в первых числах сентября дотошные журналисты сумели распутать его следы и свалили на головы британцам сенсационную новость о том, как под видом съемок фильма израильтяне в обход эмбарго вывезли из Англии четыре тяжелых бомбардировщика.

Скотленд-Ярд взялся за поиски Цура, которому уже ничего не оставалось, кроме как свернуть свои операции и вернуться домой в Израиль, где его назначили первым директором израильского международного аэропорта в Лоде.

Эмануэль Цур умер в возрасте 80 лет в 1991 году в окружении родных и близких.

По материалам jewish.ru.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme