Что это за керамика на Прикарпатье, которая стала нематериальным культурным наследием (ФОТО)

Министерство культуры утвердило национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины, в который вошли девять наименований

Что это за керамика на Прикарпатье, кото…

Об этом говорится в приказе ведомства №105 от 12 февраля 2018 года, пишет Depo.Закарпатье.

Согласно документу, в список, среди прочих, попала и традиция Косовской рисованной керамики (ареал современного использования – Ивано-Франковская область).

Становление гуцульской керамики происходило в XV ст. и продолжает свое развитие по сей день. Самой известной стала косовская керамика, получившая свое название от места ее создания — города Косова (Ивано-Франковская область). Окрестности Косова богатые глиной. Поэтому гончарство здесь развивалось с давних времен. Во многих селах Гуцульщины основным ремеслом было гончарство, что позволило местным мастерам быстро развиться и обрести свой особый, уникальный стиль. Этот стиль развивался, создавая новые виды техники изготовления и росписи.

Гуцульские мастера производили горшки, кувшины, миски, кружки — всю необходимую домашнюю посуду. Но декоративная керамика, какой мы знаем ее сегодня, зародилась где-то в конце XVIII — начале XIX веков. Это были в основном подсвечники и изразцы. Кафельные печи косовского производства охотно ставились не только на Гуцульщине, но и в Румынии и Венгрии. Древнейшие косовские изразцы хранятся в музеях Бухареста и Вены. Гончарные изделия отделывались глазурованными рисунками разного вида: стилизованными изображениями цветов, деревьев, животных (коня, оленя, медведя, птиц), различных человеческих типов (охотник, воин, почтальон, музыкант и тому подобное), святых (чаще всего св. Юрий и св. Николай). Нередко на изразцах изображали целые бытовые сценки.

Олекса Бахматюк, иконка "Святой Николай", 1878 г.

Имена гончаров XVIII века. остаются неизвестными. А в первой половине XIX века. известными мастерами гончарного дела были: Иван Баранюк, Петр Гавришив, Петр Кошак, Олекса Бахметюк. Их творчество было и навсегда останется уникальным явлением в нашем народном искусстве. Но на этом гуцульская, в частности косовская керамика не прекратила свое развитие.

Баранюк Иван, изразец "Всадник", 1840 г.

Роспись была важной частью работы. Техника изготовления гуцульской керамики — "ритувание" или "гравировка" — это роспись покрытого белой глиной и подсушенного изделия. После первого обжига в гончарной печи на изделие наносится роспись зеленой, коричневой, желтой, реже синей красками (белой глазури у них никогда не было, только белый ангоб — до обжига). Изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается второй раз. Такая техника является уникальной и единственной в мире. За последние десятилетия стремительно возрождаются традиции орнаментики древних мастеров. В орнамент мастеров ныне, как и в прошлом, вплетаются растительные элементы, а также изображения птиц и зверей. Популярными стали сюжетные композиции, отражающие жизнь гуцульского народа.

Искусство гуцульской керамики дошло до наших дней в бесчисленном множестве форм, орнаментов, технологических средств, что привело к образованию большой школы художественной росписи глины — одной из самых ярких жемчужин украинского народного искусства.

В Косово традиции гуцульской керамики с успехом продолжают современные мастера-гончары. В творческой мастерской "Дайте покоя" Игорь и Кристина Троц проводят мастер-классы, во время которых желающие могут почувствовать волшебную энергетику глины, создавая за гончарным кругом желаемую форму, и попробовать себя в росписи традиционной гуцульской керамики.

Использована информация и фото с сайтов: Научная библиотека Кнукии, Косовский институт прикладного и декоративного искусства, Википедия.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme