Когда говорит тишина: Как дети с недостатками слуха, но упорным характером, становятся успешными

Несмотря на трудности и множество очевидных преград, глухие люди живут насыщенной и интересной жизнью. Это результат - и пример для многих – упорной работы над собой
 

Шеф-редактор региональной редакции Depo.Закарпатье
Когда говорит тишина: Как дети с недоста…

В Ужгородской специальной школе-интернате сейчас обучается 78 детей. У всех – проблемы со слухом разной степени: кто-то слышит с помощью специальных аппаратов и может общаться устно, для кого-то основной путь коммуникации – язык жестов. Все дети, как и в обычной школе, посещают уроки, делают домашние задания и учатся по программе общеобразовательных школ. Единственный нюанс – обучение в школе длится на год дольше. С детьми работают учителя, которые владеют языком жестов, сурдопедагоги-логопеды.

Обучение требует от детей упорного труда, внимательности и ежедневной работы над собой и своими коммуникационными навыками. Возможно, именно такая "закалка" помогает детям стать успешными и во внеклассной работе – а такой в школе-интернате немало, стоит лишь выбрать "свою".

"Дети очень активные, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Буть то художественные, творческие, спортивные. Факультативы и кружковая работа – на высоком уровне. Дети проживают в школе и имеют много возможностей реализовать и развивать свои умения, - рассказывает директор школы Наталья Бушко. - На очень серьезном уровне занимаются спортом. С пятого класса – спорту особое внимание".

Ежедневно специалисты "Инваспорта" (система физкультуры и спорта лиц с инвалидностью) бесплатно занимаются с детьми спортом. Это и легкая атлетика, горнолыжный спорт, футбол, мини-футбол, волейбол. Такое внимание и ежедневная работа дает результаты: семнадцать выпускников школы – в национальных сборных. Есть множество мастеров спорта. Есть выпускники, которые принимают участие в Дефлимпийских играх. Школьники и выпускники имеют титулы лучших футболистов, волейболистов Европы.

"Единственный нюанс – дети, путешествуя и посещая разные соревнования, пропускают учебу. Но мы понимаем, что все должно совмещаться, поэтому учителя подстраиваются и находят выход из ситуации – работают с детьми немного дольше, подстраивают программу. Школа небольшая – всего 78 учеников. Мы, по сути, одна большая семья, каждый знает обо всех, соответственно, помогает и поддерживает", – говорит руководитель школы.

Чтобы дать детям как можно больше навыков, в школе постоянно проводятся мастер-классы, занятия, специальные уроки с привлечением специалистов разных сфер. К, примеру, на днях к детям пришли работники одного из ресторанов Ужгорода и провели кулинарный мастер-класс по приготовлению хинкали. Каждый ингредиент, каждое действие, каждое новое название было переведено и продемонстрировано детям. После этого ученики приступили к работе. И удивили.

"Очень внимательны. Их преимущество – они полностью направляют свое внимание на процесс и усваивают все "на лету". Поэтому и такие успешные результате мы видим. Обычно дети во время подобных мероприятий немного рассеяны и отвлекаются. А в этом случае – стопроцентная работа", – рассказала организатор мастер-класса Ульяна.

Педагоги подтверждают: любые занятия дают детям развитие, практику, умение. Теорию они получают на уроках, но все нужно подкреплять на собственном опыте. У детей с недостатками слуха очень развита чувствительность. И когда они уже "почувствовали" процесс, то запоминают на всю жизнь. К тому же, любое новое дело увеличивает словарный запас.

В Ужгороде, как и в целом по Украине, родители могут выбирать: отдавать слабослышащего ребенка в специализированную школу для глугих, или, по принципам инклюзивного образования в общеобразовательную школу. И здесь педагоги призывают: к выбору нужно отнестись очень ответственно, учитывая уровень остатков слуха, способности ребенка и тому подобное. Потому что это будет иметь колоссальное влияние на будущее ребенка. Не все родители готовы психологически отдать ребенка в школу глухих. Но если с таким ребенком дома не общаются на языке жестов, в будущем он не будет чувствовать себя уверенным в среде слабослышащих, потому что не может общаться. Поэтому многое зависит, в первую очередь, от ситуации в семье.

Есть разная степень остатков слуха. Есть дети, которые могут обучаться со слуховым аппаратом в общеобразовательной школе (в условиях работы с дефектологом, сурдопедагогом, который будет постоянно заниматься с учеником). Если же не проводить ежедневную работу, ребенок может максимум научиться читать и писать. Научить устной речи глухого ребенка в общеобразовательной школе сложно. Чтобы человек с нарушениями слуха мог общаться устной речью, его всю жизнь должен сопровождать логопед, проводить регулярные занятия и контроль. Это также и ежедневная самостоятельная кропотливая работа – поддерживать навыки общения.

Еще одна специфика – если ребенок с детства изолирован от глухих, ему в дальнейшем будет сложно общаться на языке жестов. Ведь, чтобы выучить этот язык, как и любой другой, нужны время, постоянная практика и среда. Жестовый язык имеет свои нюансы, "говор" и даже "сленг". К примеру, в школе есть дети, которые могут слышать с аппаратом, говорить, но между собой ученики, в основном, общаются именно с помощью языка жестов. В интернате все учителя владеют жестовым языком, также используют постоянно разные визуальные составляющие – мультимедийные проекторы, интерактивные доски.

Еще одним аргументом "за" изучение языка жестов является то, что нередко выпускники в будущем находят работу за рубежом. Имея навыки общения на украинском, за границей они не могут вести беседу на иностранном – а быстро изучить, слыша "на лету" язык и практиковать, такие люди не могут. В таких случаях человек часто просто перестает общаться со всеми, теряя и те умения разговора на своем языке, которые уже имеет. Ситуацию мог бы спасти язык жестов.

Поэтому каким бы ни был выбор родителей, говорят педагоги, стоит прилагать усилия и научить детей как можно большему количеству способов коммуникации, в том числе и жестовому языку. Усилия и работа себя оправдают – дети с недостатками слуха, благодаря специфике обучения и воспитанию своего характера, достигают многого в жизни. И могут быть примером, как при любых обстоятельствах продолжать делать свое дело и делать его хорошо.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme