Посылки гастарбайтеров: Как легализация потока товаров помогла Закарпатью и "перессорила" власть имущих

После того, как перевозчиков, которые транспортируют посылки, обязали официально оформлять товар, на Закарпатье вспыхнул и утих "бунт", пополнилась казна, а политики (в том числе и президент) решили прокомментировать ситуацию
 

Шеф-редактор региональной редакции Depo.Закарпатье
Посылки гастарбайтеров: Как легализация…

На днях Закарпатская таможня сообщила, что с 5 по 8 июня в пункте пропуска "Тиса" было взыскано 6 673 872,21 грн таможенных платежей. То есть лишь за четыре дня так называемые "итальянские бусики" – перевозчики, которые транспортируют товар из Европы, – пополнили казну почти на семь миллионов. Новость, казалось бы, положительная, но этому предшествовало серьезное противостояние на границе с митингами, ссорами, приездом начальников разного уровня. Ситуацию сейчас активно комментируют политики как на Закарпатье, так и вне его.

Бунт на границе: С чего все начиналось

Еще 27 мая председатель Закарпатской ОГА Алексей Петров, которого незадолго до этого назначили на должность, дал поручение правоохранительным органам: прокуратуре, СБУ, чтобы те усилили контроль за перемещением так называемых бусиков – автоперевозчиков, которые через пункт пропуска Захонь - Чоп прибывают на территорию Украины. Возле таможенного поста была выставлена мобильная группа, которая контролировала законность декларирования, таможенное оформление товаров.

Это создало определенные риски для представителей таможенных органов, которые приостановили пропуск без оформления, из-за чего "восстали" перевозчики. В последний день мая они заблокировали движение на украинско-венгерской границе в пункте пропуска "Тиса", отказываясь растаможивать товар, который завозили в Украину и перекрыв въезд и выезд автомобилей через пункт пропуска. Как сообщили тогда в Госпогранслужбе, блокировщики пытались оказывать давление на контрольные службы. Дошло до столкновений. Автомобиль пограничников протестующие столкнули в кювет.

Для недопущения провокаций и нарушения режима в пункте пропуска, были привлечены дополнительные силы Государственной пограничной службы. На Закарпатье прибыл глава Государственной пограничной службы Украины Сергей Дейнеко. В тот же день в пункте пропуска "Тиса" ситуация стабилизировалась, пропускные операции были возобновлены.

"Это товары, которые приобрели наши соотечественники в Италии и направляют в Украину под видом так называемых частных посылок. Вследствие раздробленности крупной партии товара и перевозки его под видом посылок, платя определенную взятку, удавалось избегать официальных платежей. Деньги попадали в карманы коррупционеров, а не в бюджет", – отстаивал свое решение председатель Закарпатской ОГА.

Куда "ушли" деньги за посылки

Сразу после "бунта" первые "итальянские" бусы начали декларировать товары. В результате договоренности с перевозчиками была установлена единая сумма — она составляет 0,55 евроцента за 1 кг товара.

За первые три дня на КПП "Тиса" было уплачено 3 745 000 грн. Это официальные платежи, которые поступают в бюджет. За это время было оформлено 333 транспортных средства.

Как сообщили тогда в ОГА, из-за ослабления карантина, особенно в Европе, количество микроавтобусов на границе возросло. Один водитель везет в среднем 30-40 посылок – это партия товара, которую нужно растамаживать. Стоимость и вес такого груза больше нормы, его нельзя ввозить без уплаты налогов. Тариф растаможки: 10% от стоимости товара – пошлина плюс 20% НДС. На брендовые вещи, соответственно, и налоги большие.

А уже с 5 по 8 июня пункт пропуска "Тиса" пересекли 794 микроавтобуса. Всего было оформлено 589 квитанций МД-1, по которым взыскано 6 673 872,21 грн таможенных платежей.

Реакция на конфликт из-за растаможки посылок

Ситуация на границе получила громкую огласку. Высказался по этому поводу и президент. Владимир Зеленский считает, что конфликт удалось урегулировать именно руководителю Закарпатья, мол, во время столкновений на КПП "сработала спецоперация председателя Закарпатской ОГА Алексея Петрова".

"Они остановили обычных наших нормальных людей, украинцев, которые говорят "как так, мы же 20 лет платим таможеннику 500 баксов и едем, а нам не дают, и сейчас мы тебе покажем", – показывайте", – сказал Зеленский.

Он также отметил, что контрабандистов отказались пропускать за взятки: "И это происходит на всех таможнях, проверка крепости - "кто кого", мы можем выдержать. И часто-густо – контрабанда. Она есть и будет. Но вы должны понять. Мы подтянули туда Нацгвардию. Войска на Закарпатье. Вы такое видели? Чтобы какие-то маршрутчики выкручивали руки Национальной гвардии Украины?"

Президент также добавил, что, на самом деле, на месте было только пять машин с подстрекателями: "А все остальные поняли, что никто никого не пропустит. И такое будет в ближайшие 2-3 года, они будут "штормить" страну. Но если мы будем с этим бороться, и в какое-то время у нас с вами не будет кофе, не будет лосося, не будет хамона, как-то переживем это время. Но покажем им, что не будет другого, нет шанса, как сломать им хребет. Вот и все".

На такие комментарии президента отреагировал бывший губернатор Закарпатья Геннадий Москаль, язвительно отметив, что Зеленский высказыванием "подтянули войска на Закарпатье" шокировал европейские страны, а для борьбы с посылками с макаронами из Италии войска на Закарпатье вводить не нужно.

"Вы должны понять, господин Президент, что в действующем украинском законодательстве, в том числе и в Таможенном Кодексе, и Уголовном Кодексе, такого понятия как "контрабанда" не существует. Оно было декриминализировано еще во времена правления Януковича. Когда вместо выражения "контрабанде стоп" контрабанде был дан "зеленый свет", и так, чтобы за это нельзя было никого наказать", – отметил Москаль.

По словам еэкс-руководителя Закарпатья, решать проблему контрабанды нужно уголовной ответственностью. "На сегодня существует административная ответственность за незаконное перемещение товаров через государственную границу Украины независимо от того, идет перемещение товара целым вагонным составом, или вереницей по 15-20 фур, или пешком "за пазухой". Ответственность одинаковая – в виде незначительного штрафа", – отметил Москаль.

Он предложил Зеленскому криминализировать контрабанду, ввести данное понятие в Таможенный и Уголовный Кодексы, отнести данное преступление к категории "тяжких" и установить ответственность в зависимости от суммы убытков, которые были причинены государству, вплоть до 15 лет лишения свободы.

Такое наказание, по мнению Москаля, должны понести и те, кто способствовал контрабанде, – таможенники, пограничники и сотрудники Службы безопасности Украины.

А пока административная ответственность, а также контроль за посылками усилены, перевозчики привыкают работать по новым правилам. Если бюджет только выиграет, то "простой люд" на Закарпатье возмущается, что им в очередной раз "перекрывают кислород" и мешают работать и содержать семьи в то время, когда "серьезная" контрабанда в крупных масштабах на границах, как и ранее, все так же имеет место.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme