Как отгулять закарпатскую "свальбу" по-современному, но с "нафталиновыми" ритуалами

Традиции предков постоянно  приходят на выручку современным молодоженам. Многие из них, особенно те, кто живет в горных районах, охотно справляют аутентичные свадьбы

Как отгулять закарпатскую "свальбу" по-с…

Сезон "свальб" (свадеб) на Закарпатье еще не начался, потому что пост, к тому же до Рождества – ни-ни. Но скоро уже массово и громко будут сочетаться узами брака влюбленные. Учитывая огромное количество организаторов свадеб и еще большее количество предложений, фантазий, прихотей, праздник может стать для гостей неожиданным.

Невесты все же чаще прибегают к более привычным методам бракосочетаний – с мешаниной закарпатских, европейских и американских традиций. К примеру, еще 10 лет назад невесты не бросали букеты, не было и традиции снятия подвязки. Также сравнительно недавно стали популярными выездные церемонии.

Еще одним заимствованием является традиция надевать в день свадьбы что-то новое (чтобы начать новую жизнь), старое (сохранить связь с семьей), одолженное (помнить о друзьях) и голубое (символ верности). Подобный обычай пришел из Англии и не характерен для Закарпатья. Однако если современные невесты действительно придерживаются чужой традиции для того, чтобы разнообразить супружескую жизнь, а не потому, что видели подобное по телевизору, то ничего плохого в этом пусть и не аутентичном обряде, вероятно, нет.

Трудно себе представить, но фата (шлайер) – это тоже не по-закарпатски. Появился шлайер на Закарпатье только в 40-х годах прошлого века как результат влияния городской культуры на сельскую. К тому времени местные девушки выходили замуж в коронах, венках или же платках.

Все популярнее становится проведение брачных церемоний, на которых ближайшие подружки невесты одеты в одинаковые платья. И против этой традиции женские естество и стремление к индивидуальности выступают особенно остро, поэтому такая практика более распространена в городах. В селе же каждая свидетельница обязательно подчеркнет свою индивидуальность. И это не просто девичья прихоть – это большое девичье желание понравиться парню, обрести любовь и следующей надеть платье невесты.

В прошлом закарпатская свадьба была действительно уникальной, сплетенной из суеверий и ритуалов.

с. Калины Тячевского района

Взять хотя бы "голоса у попа" – традицию за три-две недели до венчания (когда молодожены рассказывали священнику о своем намерении, а он записывал их имена в церковную книгу) еженедельно сообщать пастве в храме о желании парня и девушки вступить в брак. Если кто-то из местного населения был против, должен назвать причины, по которым влюбленные этого не могли осуществить.

Помолвке в низинных районах Серебряной Земли ранее предшествовали "вызвидыны", когда семья парня узнавала, как бы невзначай зайдя в гости в дом девушки, пара ли она юноше, годится ли с такой семьей родниться.

с. Буштино Тячевского района

"Не позавидовать было и юноше – 80% бракосочетаний до 20-30-х годов ХХ века были "сводными", то есть по договоренности между родителями. Дети не имели права голоса, даже если сердце рвалось к другим", – рассказывает кандидат исторических наук Василий Коцан. Идти под венец разрешалось, кстати, только во вторник и четверг. Не дай Бог в постные дни: понедельник, среду, пятницу. Только после Второй мировой к указанным дням добавили субботу.

Прически невест, с. Кошелево Хустского района

Что касается оригинальных обычаев, о которых забыли, возможно, и зря, стоит вспомнить следующие: невесте, например, во время одевания полагалось реветь – чтобы в последний раз. Также к наряду ей обязательно крепили иглы или булавку – "против злых глаз". Еще девушке, если хотела, чтобы дети были похожи на нее, выйдя из дома, нужно было трижды покрутиться, "глядя" на своих родных. Когда же хотела, чтобы появлялись на свет сыновья и одна дочь, переступая порог церкви после венчания, должна оглянуться в сторону леса и сказать: "Все чаще дубы, одна береза", а зайдя в дом мужа, молодая невестка разбивала яйцо, "чтобы так легко родить, как оно разбивалось".

с. Богдан Раховского района

Утверждать, что традиции и обычаи закарпатской свадьбы понемногу отходят в прошлое, было бы очень неправильно. На Закарпатье нафталиновых свадеб быть не может – такой здесь народ живет. Традиции предков постоянно используются современными молодоженами. Многие из них, особенно в селах, особенно в горных районах, охотно справляют аутентичные свадьбы. Правда, как говорят эксперты по организации праздников, такое удовольствие нынче не из дешевых: и свадебный наряд особенный, не так просто его найти, и вышиванки, венки, безрукавки на всех надо организовать, и меню – традиционно закарпатское – не в каждом ресторане приготовят.

Очевидным и неоспоримым является то, что на "празднике любви" все-таки находится место закарпатским традициям, обычаям и особенностям. И хочется верить, что это надолго. Главное – не сравнивать свадьбы "того" и "нашего" времени, не навязывать молодоженам старые или новые традиции, не убеждать в правильности ритуалов прошлого или современного. Потому что, как не крутите, а на свадьбе главное не платье, не блюда, не гости и даже не четкое следование "сценарию". "Рулит" любовь и убедительное желание быть вместе – в горе и радости, в богатстве и бедности, до самой смерти.

Информация, фото из открытых источников

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme