Спасти узкоколейку: Поможет ли предвыборная гонка сохранить детскую железную дорогу в Ужгороде
Новость о закрытии детской железной дороги в Ужгороде наделала много шума. Местные политики наперебой делают заявления о важности сохранения узкоколейки, зарабатывая баллы накануне выборов
- Закарпатье
-
11 сентября 2020 10:00
На днях Закарпатье взбудоражила новость о намерении "Укрзализныци" ликвидировать Ужгородскую детскую железную дорогу. Соответствующие документы, которые подписал исполнительный директор регионального филиала "Львовская железная дорога" Роман Черницкий, опубликовал Ужгородский журналист Виталий Глагола.
Ужгородская детская железная дорога — объект уникальный, но, к сожалению, многострадальный. У многих ужгородцев к узкоколейке теплое трепетное отношение, ведь на протяжении десятилетий этот транспортный объект был для многих одним из самых ярких детских развлечений. Малая железная дорога является одним из символов города. Длина узкоколейки — 1,2 км, она является кратчайшей в Украине.
Новость о закрытии малой железной дороги разворошила и политиков предвыборной гонки — стали раздаваться заявления о необходимости сохранения аттракции, и, конечно, обещания приложить к этому свои усилия. Хотя история узкоколейки не раз доказывала, что интерес к ней со стороны руководителей и политиков был временным — ради желания понравиться людям.
Непростая история Ужгородской детской железной дороги
Детская железная дорога была открыта в августе 1947 года, в День железнодорожника. Тупиковый путь длиной 1,1 км протянулся по берегу реки Уж в центре города от бывшей Ужгородской синагоги (теперь филармонии) до восточной части Ужгородского ботанического сада. На дороге существовали две станции — "Сталинская" и "Парк". Сначала на железной дороге работали паровоз и два деревянных вагона. Чуть позже железная дорога получила еще один паровоз, тепловоз ТУ2 и вагоны Pafawag.
После развенчания культа личности Сталина станция "Сталинская" была переименована в "Пионерскую". Тогда же дорогу оборудовали полуавтоматической блокировкой.
В 1990-х годах станция "Пионерская" изменила свое название на "Молодежную".
Время от времени дорога страдала от наводнений, поскольку расположена на берегу реки Уж. Именно поэтому, начиная с 2000-х годов, неоднократно предпринимались попытки ее закрытия.
В 2008 году, за несколько дней до начала сезона, было объявлено о закрытии дороги.
В 2009 году областной центр одной из политических партий инициировал акцию по возрождению детской железной дороги. Торжественное открытие железной дороги с насыщенной развлекательной программой для детей состоялось 1 августа. Правда, работала она недолго — зимой ее закрыли, а весной работу уже не восстановили.
В 2011 году в Ужгороде, во время встречи руководителя Львовской железной дороги Богдана Пиха с тогдашним председателем Закарпатской ОГА Александром Ледидой и мэром Виктором Погореловым, говорилось о намерении Львовской железной дороги передать детскую узкоколейку местной власти.
В 2013 году на сессии Ужгородского горсовета депутаты решили принять в коммунальную собственность железную дорогу для реконструкции и восстановления. Но дело не сдвинулось с мертвой точки. 2014: Программа экономического и социального развития г.Ужгорода декларирует среди основных задач на 2014 год в рамках программы Норвежской финансовой помощи сформировать и подать на рассмотрение проект "Реконструкция и восстановление работы Ужгородской детской железной дороги".
В 2015 году на совещании тогдашних глав ОГА Василия Губаля и облсовета Владимира Чубирко, первого заместителя начальника "Львовской железной дороги" Александра Ефименко, начальника подразделения "Ужгородская дирекция железнодорожных перевозок" Александра Пушкаря предлагалось передать железную дорогу в коммунальную собственность. С места дело тогда не сдвинулось.
В январе 2016-го тогдашний руководитель Закарпатской ОГА Геннадий Москаль пообещал внести в Кабмин проект решения о передаче детской железной дороги на баланс Ужгорода. Это удалось: железную дорогу передали на баланс города. "Все формальности по передаче железной дороги на баланс Ужгорода "Укрзализныця" выполнила", — отчитался Москаль.
После очередного открытия железная дорога пользовалась спросом: в течение первого после восстановления летнего сезона было перевезено более 56 000 пассажиров. Казалось бы, работать узкоколейке и дальше, но 2020 оказался неудачным и для этого объекта.
Кто первым "спасет" детскую железную дорогу
Новость о закрытии узкоколейки, конечно, не могла пройти мимо внимания политиков-кандидатов. Такая тема — хороший шанс заработать баллы и расположение горожан перед местными выборами.
Одним из первых прокомментировал новость действующий мэр Ужгорода Богдан Андриив, предсказуемо отметив, что "детская узкоколейка — это изюминка нашего города, с ней выросло не одно поколение ужгородцев, должны ее сохранить". А уже 10 сентября Андриив сообщил, что поручил департаменту городского хозяйства обратиться к руководству "Укрзализныци" о восстановлении документов на передачу основных средств Ужгородской детской железной дороги в коммунальную собственность общины города. А также — обратиться в Министерство инфраструктуры с просьбой как можно скорее рассмотреть этот вопрос.
Не остался в стороне и председатель Закарпатской ОГА Алексей Петров, который на местных выборах возглавит список политической партии "Слуга народа" в Закарпатский областной совет. Петров считает, что изменение собственности узкоколейки проблемы не решит. Он добавил, что обратился с письмом к председателю правления АО "Украинская железная дорога" Владимиру Жмаку с просьбой рассмотреть дальнейшее развитие детской узкоколейки в условиях государственно-частного партнерства, а также пригласил в Закарпатье эксперта Пиотра Хенрика Млодзяна, который реанимирует подобные объекты в Польше.
В областной организации партии "Европейская Солидарность" сделали громкое заявление и выступили за сохранение железной дороги. Представитель команды "Европейской солидарности" Ярослав Галас (который работал представителем бывшего руководителя Закарпатской ОГА Геннадия Москаля, а затем заместителем председателя ОГА) заявил, что помнит, сколько усилий пришлось приложить облгосадминистрации, чтобы восстановить и запустить детскую узкоколейку в 2016 году. По мнению Галаса, нынешний руководитель области Алексей Петров должен использовать все возможности и договориться с руководством "Укрзализныци" о недопущении исчезновения Ужгородской детской узкоколейки.
А пока политики соревнуются, кто лучше спасает железную дорогу, ужгородцы собирают подписи под петицией с требованием не допустить уничтожения важного для города объекта.
Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
Все новости на одном канале в Google News
- 10:39"УЗ" запускает поезд Черновцы — Ужгород (ГРАФИК)
- 11:32Карпаты снова засыпало снегом, температура -5°
- 10:53В гидрометцентре рассказали, какой будет погода в Украине в марте
- 09:58В Карпатах объявили штормовое предупреждение
- 11:15"Желтый" уровень опасности: в 4 областях Украины — штормовое предупреждение
- 11:58В части регионов Украины объявили штормовое предупреждение
- 08:16Зеленский заявил, что хочет "обновить" руководство не только в армии
- 11:37В Укргидрометцентре рассказали, какой будет погода в Украине в феврале
- 09:39Из-за непогоды на Закарпатье перекрыли подтопленную трассу, работает патрульная полиция
- 08:36Гидрометцентр объявил "желтый" уровень опасности из-за непогоды на западе Украины
- 09:15Более 17 000 оказанных медицинских услуг: АЗК UPG и FRIDA Ukraine продолжают помогать гражданским ФОТО
- 08:57Укргидрометцентр предупредил о морозе и метелях
- 21:58 Изнурить запасы ракет Patriot: СМИ назвали цель массированных обстрелов Украины рашистами
- 16:30Эксперт назвал топ-5 достижений СБУ в 2023 году: От второго подрыва Крымского моста до ликвидации Кивы
- 12:06В Укргидрометцентре рассказали, какой будет погода в Украине в январе
- 10:57В Украине создадут новый реестр военных
- 15:34Потребности войска и законопроект о мобилизации: комментарий Залужного
- 09:38Где смотреть праздничные богослужения ПЦУ и УГКЦ на Рождество (ТРАНСЛЯЦИЯ)
- 15:01Какие напитки купить к новогоднему столу 2024 PROMO