Спасти узкоколейку: Поможет ли предвыборная гонка сохранить детскую железную дорогу в Ужгороде

Новость о закрытии детской железной дороги в Ужгороде наделала много шума. Местные политики наперебой делают заявления о важности сохранения узкоколейки, зарабатывая баллы накануне выборов

Шеф-редактор региональной редакции Depo.Закарпатье
Спасти узкоколейку: Поможет ли предвыбор…

На днях Закарпатье взбудоражила новость о намерении "Укрзализныци" ликвидировать Ужгородскую детскую железную дорогу. Соответствующие документы, которые подписал исполнительный директор регионального филиала "Львовская железная дорога" Роман Черницкий, опубликовал Ужгородский журналист Виталий Глагола.

Ужгородская детская железная дорога — объект уникальный, но, к сожалению, многострадальный. У многих ужгородцев к узкоколейке теплое трепетное отношение, ведь на протяжении десятилетий этот транспортный объект был для многих одним из самых ярких детских развлечений. Малая железная дорога является одним из символов города. Длина узкоколейки — 1,2 км, она является кратчайшей в Украине.

ужгородська вузькоколійка

Новость о закрытии малой железной дороги разворошила и политиков предвыборной гонки — стали раздаваться заявления о необходимости сохранения аттракции, и, конечно, обещания приложить к этому свои усилия. Хотя история узкоколейки не раз доказывала, что интерес к ней со стороны руководителей и политиков был временным — ради желания понравиться людям.

Непростая история Ужгородской детской железной дороги

Детская железная дорога была открыта в августе 1947 года, в День железнодорожника. Тупиковый путь длиной 1,1 км протянулся по берегу реки Уж в центре города от бывшей Ужгородской синагоги (теперь филармонии) до восточной части Ужгородского ботанического сада. На дороге существовали две станции — "Сталинская" и "Парк". Сначала на железной дороге работали паровоз и два деревянных вагона. Чуть позже железная дорога получила еще один паровоз, тепловоз ТУ2 и вагоны Pafawag.

дитяча вузькоколійка

После развенчания культа личности Сталина станция "Сталинская" была переименована в "Пионерскую". Тогда же дорогу оборудовали полуавтоматической блокировкой.

В 1990-х годах станция "Пионерская" изменила свое название на "Молодежную".

Время от времени дорога страдала от наводнений, поскольку расположена на берегу реки Уж. Именно поэтому, начиная с 2000-х годов, неоднократно предпринимались попытки ее закрытия.

В 2008 году, за несколько дней до начала сезона, было объявлено о закрытии дороги.

В 2009 году областной центр одной из политических партий инициировал акцию по возрождению детской железной дороги. Торжественное открытие железной дороги с насыщенной развлекательной программой для детей состоялось 1 августа. Правда, работала она недолго — зимой ее закрыли, а весной работу уже не восстановили.

В 2011 году в Ужгороде, во время встречи руководителя Львовской железной дороги Богдана Пиха с тогдашним председателем Закарпатской ОГА Александром Ледидой и мэром Виктором Погореловым, говорилось о намерении Львовской железной дороги передать детскую узкоколейку местной власти.

В 2013 году на сессии Ужгородского горсовета депутаты решили принять в коммунальную собственность железную дорогу для реконструкции и восстановления. Но дело не сдвинулось с мертвой точки. 2014: Программа экономического и социального развития г.Ужгорода декларирует среди основных задач на 2014 год в рамках программы Норвежской финансовой помощи сформировать и подать на рассмотрение проект "Реконструкция и восстановление работы Ужгородской детской железной дороги".

В 2015 году на совещании тогдашних глав ОГА Василия Губаля и облсовета Владимира Чубирко, первого заместителя начальника "Львовской железной дороги" Александра Ефименко, начальника подразделения "Ужгородская дирекция железнодорожных перевозок" Александра Пушкаря предлагалось передать железную дорогу в коммунальную собственность. С места дело тогда не сдвинулось.

В январе 2016-го тогдашний руководитель Закарпатской ОГА Геннадий Москаль пообещал внести в Кабмин проект решения о передаче детской железной дороги на баланс Ужгорода. Это удалось: железную дорогу передали на баланс города. "Все формальности по передаче железной дороги на баланс Ужгорода "Укрзализныця" выполнила", — отчитался Москаль.

После очередного открытия железная дорога пользовалась спросом: в течение первого после восстановления летнего сезона было перевезено более 56 000 пассажиров. Казалось бы, работать узкоколейке и дальше, но 2020 оказался неудачным и для этого объекта.

дитяча залізниці

Кто первым "спасет" детскую железную дорогу

Новость о закрытии узкоколейки, конечно, не могла пройти мимо внимания политиков-кандидатов. Такая тема — хороший шанс заработать баллы и расположение горожан перед местными выборами.

Одним из первых прокомментировал новость действующий мэр Ужгорода Богдан Андриив, предсказуемо отметив, что "детская узкоколейка — это изюминка нашего города, с ней выросло не одно поколение ужгородцев, должны ее сохранить". А уже 10 сентября Андриив сообщил, что поручил департаменту городского хозяйства обратиться к руководству "Укрзализныци" о восстановлении документов на передачу основных средств Ужгородской детской железной дороги в коммунальную собственность общины города. А также — обратиться в Министерство инфраструктуры с просьбой как можно скорее рассмотреть этот вопрос.

Не остался в стороне и председатель Закарпатской ОГА Алексей Петров, который на местных выборах возглавит список политической партии "Слуга народа" в Закарпатский областной совет. Петров считает, что изменение собственности узкоколейки проблемы не решит. Он добавил, что обратился с письмом к председателю правления АО "Украинская железная дорога" Владимиру Жмаку с просьбой рассмотреть дальнейшее развитие детской узкоколейки в условиях государственно-частного партнерства, а также пригласил в Закарпатье эксперта Пиотра Хенрика Млодзяна, который реанимирует подобные объекты в Польше.

ужгородська залізниця

В областной организации партии "Европейская Солидарность" сделали громкое заявление и выступили за сохранение железной дороги. Представитель команды "Европейской солидарности" Ярослав Галас (который работал представителем бывшего руководителя Закарпатской ОГА Геннадия Москаля, а затем заместителем председателя ОГА) заявил, что помнит, сколько усилий пришлось приложить облгосадминистрации, чтобы восстановить и запустить детскую узкоколейку в 2016 году. По мнению Галаса, нынешний руководитель области Алексей Петров должен использовать все возможности и договориться с руководством "Укрзализныци" о недопущении исчезновения Ужгородской детской узкоколейки.

А пока политики соревнуются, кто лучше спасает железную дорогу, ужгородцы собирают подписи под петицией с требованием не допустить уничтожения важного для города объекта.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme