"Вивци, ватра, вурда": Как в Карпатах сохраняют и приумножают три "в"

Проводы на полонину – праздник, связанный с летним выгоном скота, отмечается в день святого Юрия – покровителя земледелия и скотоводства

"Вивци, ватра, вурда": Как в Карпатах со…

Проводы пастухов на полонины - всегда особое событие, которое сопровождается пением, танцами и благословениями.

Праздник сложившееся на основе древних традиций жителей Карпат (гуцулов, бойков), согласно которым выгон скота на лето проводился торжественно, с магическими обрядами, песнями и танцами. Целью было очистить домашних животных от всего злого, и это зло заставить войти в какой-то посторонний предмет. Использовали различные средства очищения: огонь, святую воду, молитвы, заговоры, биение животных веткой освященой вербы и тому подобное.

На Прикарпатье хозяйка выносила скоту остатки освященной пасхи или хлеба и кормила ее на счастье. Хозяин вырезал несколько дернин с зеленой травой, клал с обеих сторон ворот и вставлял в них веточки цветущего терна. Через такие ворота свяченой вербой выгоняли скот.

"Именно с этого дня начинается отсчет новых трудовых овцеводческих будней, поэтому много наших семей видят в празднике не просто привычные гуляния, а что-то более родное, верховинское. Сюда приходят не только жители поселка, окрестных деревень, но и приезжают гости со всего района, общаются давние друзья, угощают ветеранов, погонщиков отар", – рассказывают участники фестиваля в закарпатском поселке Деловое.

В Карпатах овец считают символом изобилия. А следовательно, передавая из поколения в поколение мастерство ведения ремесла горцами, сохраняются Карпатские традиции.

Накануне праздника в место летнего лагеря в горах провожали старшего – который главенствовал во всех делах. Произнося молитву, он открывал двери хозяйственных построек, наблюдал за тем, как готовили место для ритуального костра – ватрище, бросал в него подкову, которая должна была охранять лагерь от молнии и грома. Затем предводитель брал заостренное с обоих концов сухое полено с кусочками фитиля и быстрым трением при помощи кремня получал "живой огонь" (костер).

Дав костру разгореться, старший набирал жар и, нашептывая молитву, бросал его в воду. Потом этой водой кропил накрест все здания и скотину (скот), которая уже находилась там (остальная вода хранилась в бутылке до конца сезона). Затем костер торжественно заносили и клали на ватрище. Этот огонь поддерживался в течение всего лета. Осенью, уходя домой, ватрище не тушили, а давали возможность погаснуть самому.

Взяв из ватрища раскаленную лучину, главный обходил все здания, читая "Отче наш". Потом клал ее на ворота, через которые должна была войти отара. Приняв стадо, обрызгав его водой и очистив "живым огнем", готовили ужин. Когда все приготовления заканчивались, старший трембитой созывал пастухов к общей молитве.

На Верховине праздник проводов животноводов и скота на пастбища традиционно назывался "мешание" - от глагола "смешивать". Однажды овец и коз сгоняли в единую общественную отару и там определяли меру надоев молока от каждой овцы и козы, чтобы после отдать его хозяину в виде огромной головки сыра. Кое-где "мешание" называли еще и праздником меры.

Магическим числом при измерении объемов жидкости у горцев всегда было число шесть. Измерения, перед началом сезона, были очень скрупулезными. Наименьшей единицей была цинянка. Цинянки – это большие ложки, которые сохранились у старших хозяек сегодня и используются ими при "жидком посоле" для дозирования рапы (рапа -разведенная в воде соль).

Название "цинянка", очевидно, происходит от слова "цена", "оценивать". Одна цинянка равна чуть менее 42 г. Шесть цинянок составляют один кубай, который равнялся 250 г. Очевидно, слово "кубай" происходит от слова "кубок", который имел мало общего по форме с кубками банкетными, которыми древние славяне "дегустировали" хмельные меды, но является близким по объему. Один кубай вмещал ровно шесть ложек-цинянок.

Следующей меркой была коновца, которая вмещала в себя шесть кубаев, то есть ровно полтора литра. Коновцей, или же коньовкой, теперь называют маленькую хатку, или же комнатку, а выражение "живет в коньовке" относительно кого-то является проявлением жалости или пренебрежения. Шесть коновец – это уже гелета, или же гелетка, содержание которой равнялось 9 л. Хитрые хозяева стали измерять коньовку поллитровыми бутылками, наполняя их до краев. Таким образом, содержание "гелеты" увеличивалось до 9,5 л. Не менее шести гелет составляла путина, то есть деревянная бочка вместимостью от 54 л и более. При сливе в путину молока оно пенилось, очевидно, отсюда и происходит название "путина".

К примеру, на одном из праздников проводов на Закарпатье от более 170 голов овец и коз было надоено почти 1500 гелет душистой продукции. А хозяева, у которых показатели высокие, имеют право первыми забирать с пастбища сыр и вурду.

Сыр, брынза, вурда, будз - это главные разновидности гуцульского сыра. Отличаются они по цвету, вкусу, структуре и технологии приготовления. Сначала молоко скисает, его проваривают, образуются сгустки сыра, их вынимают руками , скатывая из них шарики величиной с баранью голову, вывешивают, чтобы процедился и спрессовался. Сыр мелко перетирают с солью и хранят в деревянных кадках уже брынзу, поэтому настоящая гуцульская брынза рассыпчатая и соленая, а не упругая и влажная, как у нас в магазинах.

То, что продается в магазинах - это скорее просто гуцульский сыр, именно так он и выглядит. Если сыр прокоптить - это будз. Будз хранят в землянках на полках, прикрыв мешковиной, а корочка у него как у хлеба - толстая и коричневая. После того, как из кислого молока вынули сыр, все что осталось - мягкая сырная масса - это вурда, ее тоже формируют в шарики, но они уже не такие упругие, как сыр и легко разваливаются, если прикоснуться ложкой. На вкус вурда нежная и просто растворяется, если прижать языком к небу.

И еще несколько интересных фактов: брынза издавна известна миру этот продукт упоминает даже Гомер в одном из своих знаменитых произведений;

Овечье молоко измеряется гелетами - это около 12 литров. Из этого количества молока можно приготовить 3 кг брынзы;

Старший чабан должен был быть человеком состоятельным, чтобы поручиться своим имуществом за скот во время летнего выпаса;

Колокольчики на шеях овец не только помогают им не потеряться в тумане, но и отгоняют злых духов;

В Карпатах набирают популярность походы в горы к чабанам, где можно познакомиться с особенностями чабанского быта, принять участие в мастер-классе по изготовлению брынзы, погладить маленьких овечек и купить домой экологически чистый карпатский продукт;

В Колочаве на Закарпатье есть трогательный памятник пастуху с маленькой овечкой;

Из европейских сыров по вкусовым качествам и технологии приготовления несколько близок к брынзе греческий сыр фета.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme