Сретение: Как подготовиться к великому празднику, чтобы не испортить его

Рождественский круг праздников завершается праздником Сретения Господне

Сретение принадлежит к 12-ти крупнейшим (кроме праздника над праздниками – Пасхи) праздникам церковного года. В этот день вспоминается евангельское событие, когда на 40-й день после рождения Христа, его земные родители – Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Иисуса в Иерусалимский храм. Эти события ярко описаны в Евангелии от Луки.

Закон Моисея приписывал, что каждая женщина при рождении ребенка в течение 40 дней не смеет входить в храм, потому что в это времени она считалась нечистой. На эти 40 дней припадал период очистки. Дева Мария, как Божья Матерь, не была обязана к обряду очищения, потому что освятилась Христовым Рождеством. И все же она в смирении исполняет предписание закона и приносит в жертву две горлицы, ибо 40-го дня происходил обряд пожертвования Богу и рождения мальчика. По Божьему просвещению Семеон в Дитяте Иисусе познает Мессию, берет его на руки, прекрасной молитвой благодарит Господа Бога за милость, что его глаза увидели обещанного Спасителя.

С давних времен Сретение ждали с особым нетерпением и торжественно отмечали, а потому приурочивалось к этому празднику немало обрядов как церковных, так и бытовых, и хозяйственных.

Крестьяне на Сретение не работали, зато внимательно присматривались к погоде, ибо в этот день "февраль к марту в гости приезжает", чтобы "на Сретение зима с весной встретились". Считалось: кто из них в этот день переборет, такой и будет погода в начале марта. По народным поверьям, на Сретение медведь вылезает из берлоги. И, если косолапый увидит свою тень, то есть, если в этот день светит солнце, он испугается и спрячется снова в свое логово.

Прежде всего, на Сретение в церквях освящают свечи. Во время этого праздника в церквах освящались свечи, которые каждый называл "святая свеча", ее издавна было наделено великой божьей силой, которая лечит, защищает жилье, оберегает от болезней как душу, так и тело человека и животного, помогает молодым девушкам прояснить свою судьбу. Ее берегли и в течение года часто использовали для различных нужд. Например, придя с ней после службы в церкви ее зажигали перед воротами и обходили все дворы, веря в то, что она защитит все живое во дворе от дурных глаз и невидимых сверхъестественных разрушительных сил. Ею рисовали хрещики (кресты) над входной дверью, над окнами, в доме на геренде (сволоке). Девушки на выданье на той свече гадали – чтобы "из пламя узнать с какой стороны сватача (сватов) ждать", или топили воск – чтобы по застывшему скапыванию в холодную воду в миске прояснить свою судьбу.

Когда на семью "нападали разные несчастья" или случался падеж на скот, тогда свечой-громницей окуривали все вокруг: дом, конюшни, весь двор. Когда умирая кто-то долго не мог отойти в тот мир, ему в руки давали эту свечу – "чтобы муки исцелила и душу с грешным телом разлучила". Во время сильных ливней, бурь, чтобы ветры не уничтожили спелые поля и не сожгла их молния зажигали ее в домах. Свечойй или гранью (жаром) из печи окуривали запряженных быков в плуг, когда шли на первую вспашку, чтобы "ее тепло в борозды легло и обильными всходами проросло".

Иногда, проводив кого-то из родных или близких в дальнюю дорогу давали освященную громничную свечку подержать в руке; отламывали от нее кусочек воска и ложили в карман "чтобы в дороге была на подмоге".

На Сретение освящают в церкви воду, крестьяне набирали эту воду в новый - еще не применяемый - сосуд, приносили домой и тщательно берегли. Этой воде приписывалась магическая сила. Согласно народным верованиям, это - целебная вода. Ею натирали больные места и верили, что "поможет". Лучше всего эта вода помогала от "сглаза" - от болезни, что ее накладывал "плохой" глаз.

Когда-то, когда чумак выходил в дорогу, хозяин давал ему хлеб, соль и кропил сретенской водой волов, телеги и самого чумака, приговаривал: "Боже тебя сохрани!". Так же и отец отправляя сына на войну, кропил сретенской водой на счастливое возвращение.

Хозяева также гадали на урожай, выставляя на ночь тарелку с зерном во двор. Если утром есть роса - урожай, нет росы - нет урожая.

Сретение ждали и пасечники. Они считали: как капает с крыш водичка, так будет поступать и мед.

После Сретения уже можно было начинать работу в садах: обрезать ветки, прочищать деревья, кусты, прививать деревья, обрезать летние молодые побеги, чтобы позже в мае их привить. Откапывали снег от стволов, чтобы солнце обогревало дерево. А на тех участках, где снега было мало под деревьями его перемещали, чтобы была влага, там, где было много влаги прокапывали канавки, чтобы лишняя влага отошла. Дети вместе с дедушками начинали готовить для птиц разные кормушки и начинали развешивать их в своих садах.

Старшие люди говорили так: "Сретение возвращает птиц в рощи, а пахаря – к плугу". Люди, приступали к починке сельскохозяйственных орудий, очищали от различного мусора поля под вспашку.

На Сретение люди присматривались к многим природным приметам, потому что человеку хотелось ускорить весну, тепло, иметь в следующем году хороший урожай.

Обрядовых "сретенских" блюд не готовили. Это должен быть обычный праздничный обед с мясом, как то борщ с шампиньонами и каплуном, жаркое из подчеревины, крученики с салом, вареники с картофелем, блины с капустой, холодец из птицы, пирог с рыбой, вишневый кисель, всевозможные наливки и настойки.

Украинцы - гостеприимные хозяева, поэтому с радостью угощали кума, свата или брата, который подоспел к праздничному столу.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme