Проводы отар на полонину: Почему карантин не может остановить закарпатцев

В этом году из-за карантина овец на пастбище отправили без традиционного фестиваля, но не менее колоритно

Проводы отар на полонину: Почему каранти…

В закарпатской Межгорщине на днях состоялись проводы овец на полонину. В этом году из-за карантина овец на пастбище отправили без традиционного фестиваля "Проводы отар на полонину", но не менее колоритно. Пастухи подоили овец и сделали сыр. Это действо называется "мера". Стада будут выпасать на горе Гропа.

Межгорщина – не единственный район на Закарпатье, где в мае или начале июня (в зависимости от погоды) овцеводов с отарами торжественно провожают на полонины.

Оберегая Карпатские традиции

Проводы пастухов на полонины – всегда особое событие, которое сопровождается пением, танцами и благословением. Праздник сложился на основе древних традиций жителей Карпат (гуцулов, бойков), согласно которым выгон скота на лето проводился торжественно, с магическими обрядами, песнями и танцами. Целью было очистить домашних животных от всего злого, а само зло заставить войти в какой-то посторонний предмет. Использовали различные средства очищения: огонь, святую воду, молитвы, заговоры, биение животных веткой свяченой вербы и тому подобное.

Во время проводов хозяйка выносила скоту остатки освященной паски или хлеба и кормила его на счастье. Хозяин вырезал несколько дернин с зеленой травой, клал с обеих сторон ворот и вставлял в них веточки цветущего терна. Сквозь такие ворота свяченой вербой выгоняли скот. "Именно с этого дня начинается отсчет новых трудовых овцеводческих будней, поэтому много наших семей видят в празднике не просто привычные гуляния, а что-то более родное, верховинское. Сюда приходят не только жители поселка, окрестных деревень, но и приезжают гости со всего района, общаются давние друзья, угощают ветеранов, предводителей отар", – рассказывают участники фестиваля в закарпатском поселке Деловое.

В Карпатах овец считают символом изобилия. А следовательно, передавая из поколения в поколение мастерство ведения ремесла горцев, хранятся Карпатские традиции.

Костер как "живой" огонь летования

Накануне праздника на место летнего лагеря в горах провожали старшего – предводителя, который главенствовал во всех делах. Произнося молитву, он открывал двери хозяйственных построек, наблюдал за тем, как готовили место для ритуального костра – ватрище, бросал в него подкову, которая должна была охранять лагерь от молнии и грома. Затем предводитель брал заостренное с обоих концов сухое полено с кусочками фитиля и быстрым трением с помощью кремня получал "живой огонь" (ватру).

Дав костру разгореться, главарь набирал жар, и, нашептывая молитву, бросал его в воду. Потом той водой кропил накрест все здания и скотину (скот), которая уже пришла (остатки воды хранилась в бутылке до конца сезона). Затем костер торжественно заносили и клали на ватрище. Этот огонь поддерживался в течение всего лета. Осенью, уходя домой, ватрище не тушили, а давали возможность погаснуть самому.

Взяв из ватрища раскаленную лучину, ватаг обходил все здания, читая "Отче наш". Потом клал ее на ворота, через которые должна была войти череда. Приняв стадо, обрызгав его водой и очистив "живым огнем", готовили ужин. Когда все приготовления заканчивались, ватаг трембитой созывал пастухов к общей молитве.

Магический праздник меры

На Верховине праздник проводов животноводов и скота на пастбища традиционно называлось "мішання" - от глагола "змішувати". Овец и коз сгоняли в единую общественную отару и там определяли меру надоев молока от каждой овцы и козы, чтобы после отдать его хозяину в виде огромного будза сыра. Кое-где "мішанням" называли еще и праздником меры.

Магическим числом в измерениях объемов жидкости у горцев всегда было число шесть. Измерение, перед началом сезона, было очень скрупулезным. Наименьшей единицей была "цінянка". "Цінянки" – это большие ложки, которые сохранились у старших хозяек и сегодня, и используются ими при "жидком посоле" для дозирования рапы (рапа -разведенная в воде соль).

Название "цінянка", очевидно, происходит от слова "цена", "оценивать". Одна "цінянка" равна немногим меньше 42 г. Шесть "цінянок" составляют один "кубай", который равнялся 250 г. Очевидно, слово "кубай" происходит от слова "кубок", который имел мало общего по форме с кубками банкетными, которыми древние славяне "дегустировали" хмельные меды, но является близким по объему. Один "кубай" вмещал ровно шесть ложек-"цінянок".

Следующей меркой была "коновца", которая вмещала в себя шесть "кубаев", то есть ровно полтора литра. "Коновцей", или же "коновкою", теперь называют маленькую хатку, или же комнатку, а выражение "живет в коновке" относительно кого-то является проявлением жалости или пренебрежения. Шесть коновок – это уже "ґелета", или же "ґелетка", содержание которой равнялось 9 л. Хитрые хозяева стали измерять "коновку" поллитровыми бутылками, наполняя их до краев. Таким образом, содержание "ґелетки" увеличивалось до 9,5 л. Не менее шести "ґелет" составляла "путина", то есть деревянная бочка вместимостью от 54 л и более. При сливе в "путину" молока оно пенилось, очевидно, отсюда и происходит название "путина".

К примеру, на одном из праздников проводов на Закарпатье от более чем 170 голов овец и коз было надоено почти 1500 "гелет" душистой продукции. А хозяева, у которых показатели высокие, имеют право первыми забирать с пастбища сыр и вурду.

Гуцульский сыр

Сыр, брынза, вурда, будз - это главные разновидности гуцульского сыра. Отличаются они по цвету, вкусу, структуре и технологии приготовления. Сначала молоко скисает, его проваривают, образуются сгустки сыра, их вынимают руками, скатывая из них шарики величиной с баранью голову, вывешивают, чтобы процедился и спрессовался. Сыр мелко перетирают с солью и хранят в деревянных кадках уже брынзу, поэтому настоящая гуцульская брынза рассыпчатая и соленая, а не упругая и влажная, как у нас в магазинах.

То, что продается в магазинах – это скорее просто гуцульский сыр, именно так он и выглядит. Если сыр прокоптить – это будз. Будз хранят в землянках на полках, прикрыв мешковиной, а корочка у него, как у хлеба - толстая и коричневая. После того, как из кислого молока вынули сыр, все, что осталось - мягкая сырная масса – это вурда, ее тоже формируют в шарики, но они уже не такие упругие, как сыр, и легко разваливаются, если прикоснуться ложкой. На вкус вурда нежная и просто растворяется, если прижать языком к небу.

И еще несколько интересных фактов:

Брынза издавна известна миру, этот продукт упоминает даже Гомер в одном из своих знаменитых произведений;

Овечье молоко измеряется "гелетами" - это около 12 литров. Из этого количества молока можно приготовить 3 кг брынзы;

Старший чабан должен был быть человеком состоятельным, чтобы поручиться своим имуществом за скот во время летнего выпаса;

Колокольчики на шеях овец не только помогают им не потеряться в тумане, но и отгоняют злых духов;

В Карпатах набирают популярность походы в горы к чабанам, где можно познакомиться с особенностями чабанского быта, принять участие в мастер-классе по изготовлению брынзы, погладить маленьких овечек и купить домом экологически чистый карпатский продукт;

В Колочаве на Закарпатье есть трогательный памятник пастуху с маленькой овечкой.

На пастбищах чабаны находятся до конца сентября. Там они живут и заготавливают овечий сыр.

Читайте по теме: Как живут пастухи, которые охраняют овец в карпатских горах

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme