Жизнь на колесах: Как словаков стимулируют не предавать железную дорогу

Корреспондент Depo.Закарпатье, обучаясь в одном из вузов Братиславы, испытала на себе прелести железнодорожного транспорта Словакии

Жизнь на колесах: Как словаков стимулиру…

Второй год, как могу, вежливо и добросовестно учусь в университете Братиславы, а заодно учусь "со смаком" отдыхать. В Словакии это возможно, потому что студент может запросто позволить себе путешествовать с несколькими евро в кармане и, что не менее важно, делать это часто и с удовольствием. Советами, как легко путешествовать, я делилась уже неоднократно. Пришло время рассказать больше о транспорте, которым пользуюсь чаще всего. Поэтому сегодня о том, из чего "сделаны" поезда и железная дорога Словакии. Уверена, что украинцам будет интересно.

Начну с банального: Словацкая железная дорога была создана как отдельный пассажирский перевозчик в начале 2005 года. Она имеет уставный капитал €212,44 млн, а ее единственным акционером является государство, представленное Министерством транспорта и строительства Словацкой Республики. Железная дорога осуществляет общественные пассажирские перевозки на основании государственного заказа, а с декабря 2016 года эксплуатирует скоростные коммерческие поезда (InterCity) без государственной поддержки. К 2030 году словаки планируют иметь 60% новых поездов, поэтому стараются увеличить финансирование железной дороги на €100-120 млн в год, и к 2025-2026 году активы должны вырасти до €1-1,5 млрд.

Железнодорожное сообщение – наиболее комфортный и точно самый быстрый вариант перемещения по Словакии. Железнодорожная сеть имеет протяженность более 3 660 км. Конечно, в сравнении с Украиной, где протяженность железных дорог более 22 000 км, это мало, но и территории двух стран различаются. Количество пассажиров, которых перевозит словацкая железная дорога, ежегодно растет: в 2014 году их было 47 миллионов, в 2015-м – 57, а в 2016 уже почти 66 миллионов. В прошлом году количество пассажиров составило 71 млн., в этом году железная дорога намерена увеличить это число на три миллиона. Причина такого стремительного роста – нулевой тариф, тот самый, о котором вспоминаю каждый раз, когда рассказываю о путешествиях: дети, студенты и пенсионеры ездят по словацкой железной дороге бесплатно. Правда, на скоростные междугородние экспрессы нулевой тариф действует не для всех – здесь предлагают только скидку для студентов.

В одном из путешествий услышала от словацкого железнодорожника объяснения, для чего ввели нулевой тариф. Бесплатный проезд для детей и студентов должен будто бы "привязать" их к железной дороге, чтобы и потом, когда студенческая жизнь будет позади, а в кошельке появится больше денег, не прекращать ездить в поездах. А еще словаки частенько отмечают, что железная дорога наносит, по сравнению с автомобилями, меньше вреда окружающей среде. К слову, бесплатный проезд гарантирован не только словацким гражданам, но и пенсионерам, студентам и детям из более чем двадцати европейских стран. Украины среди них пока нет, однако украинцы могут воспользоваться бесплатным проездом в словацких поездах – для этого достаточно быть, как и я, студентом словацкого вуза и иметь международный студенческий "айсик", о котором я также уже рассказывала.

Согласно информации словацких новостных сайтов, государство тратит €13 млн в год на бесплатную стоимость транспортировки учеников, студентов и пенсионеров. По данным транспортного сектора, бесплатными билетами пользуется почти 60% населения, которую составляют учащиеся и студенты. В поездах насчитывается около 73 000 пассажиров в день.

По большинству направлений поезда отходят практически ежечасно. Путешествовать можно как на скоростных, так и на обычных поездах: медленные региональные поезда называются Osobni (Os), быстрые – Rychlik (R) и Express (Ex), а самые быстрые – InterCity (IC). Поезда InterCity довольно быстрые и преодолевают расстояние от Братиславы до Кошице всего за 5 часов. Бронировать места необходимо только на нескольких наиболее востребованных железнодорожных направлениях, на другие направления билет можно купить непосредственно перед отправлением. Цена билетов варьируется в зависимости от расстояния и класса вагона. На официальном сайте железных дорог Словакии можно посмотреть расписание поездов, а также купить билеты на все направления. Можно выбирать класс вагона и даже номер места. Подавляющее количество вагонов с сидячими местами, но есть и спальные.

Поделюсь впечатлениями о спальных вагонах скорых поездов Rychlik (R). Всего есть два типа таких вагонов, из которых каждый выбирает вагон себе самостоятельно, во время покупки билета. Первый тип: lôžkové, то есть вагоны с кроватями. Здесь купе могут быть одноместными, двухместными и трехместными. Также купе этого типа раздельные для женщин и мужчин. Если пары, супруги или же группы хотят путешествовать вместе, придется купить все места в купе. Кровати в вагонах всегда застелены загодя, а в конце поездки никто не кричит: "Сдайте белье". Для студента такой проезд обойдется в €12. Купе чисты настолько, что войдя, хотелось переобуться в домашние тапочки. Здесь раздельные отделы для багажа, лесенка для того, чтобы вскарабкаться на верхнюю полку. Возле кровати – зеркало, а возле зеркала – стаканы для воды, чая или кофе. Вода и круассан также являются обязательным набором для путешественника. Если повезет, сосед может так и не появиться, а купе будет в распоряжении одного человека до конца поездки.

Правда, есть одно условие: для того, чтобы позволить себе эту роскошь, нужно покупать билеты заблаговременно. Потому что в день отправки сложно купить студенческий билет, а "взрослый" стоит уже €35. Разница ощутимая, поэтому путешествия желательно планировать заранее. Можно найти билет дешевле, например за €26, но тогда купе придется делить с тремя товарищами. Максимальное количество путешествующих в таком купе – шесть, а не четыре, как в Украине. Вместо места для чемодана – еще три полки, а забраться на верхнюю, третью, ой, как не просто. Знаю точно, приходилось проверять на собственной шкуре.

Ležadlové (спальные) вагоны имеют общие купе как для женщин, так и для мужчин. В вагонах этого типа кровати загодя не застелены. Купе рассчитаны для четырех или шести человек. Без студенческого билет в таком вагоне обойдется в €26. Для студента же билет в вагоне для шестерых обойдется в € 8, для четырех – € 9.

Стоит отметить и то, что днем ехать также гораздо дешевле. Место для студента в "сидячих" выгонах будет стоить €1. Если и евро хочется сэкономить, то ехать можно и бесплатно, предварительно заняв свободное место. Однако, стоит быть готовым, что кто-то попросит его освободить, и придется искать себе новое. Честно говоря, ничего страшного - "халявное" место можно и поискать.

За все время моего пребывания в Словакии в Украину приходилось ехать не только с кем-то, но и одной, как минимум 6 часов. И здесь главное - книга, наушники или ноутбук, и время пролетит со скоростью света. Подзарядить тот же ноутбук или телефон совсем не проблема, ибо вагоны оснащены не только розетками, а иногда и USB-портами. Если повезет ехать в новом вагоне, то можно подключиться к wi-fi. Иногда попадаются разговорчивые путешественники, с которыми дорога кажется незаметной. Поэтому здесь уж как повезет.

Интересным, хотя и не очень "положительным" фактом является то, что словацкие поезда имеют плохую привычку опаздывать. Вроде и выехали вовремя, и экстренные остановки не делали, а приехали на 30 минут, а то и на час позже. Такое случается из-за того, что поезд может ждать, выдерживая положенное расстояние до поезда, следующего впереди, или же просто сломаться. То есть бывают и пробки. Поэтому, если поездка на поезде предполагает пересадки, лучше брать билет с хорошим запасом, чтобы не опоздать. Однако, если спешить некуда, никаких проблем "железнодорожные пробки" не создадут.

И последнее: поезда в Словакии всегда сопровождает полиция. Потому что всякое случается, поэтому так спокойнее – и пассажирам, и правоохранительным органам.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme