Работать нельзя закрывать: "Убьют" ли кассовые аппараты закарпатских ФЛП

С нового года вступил в силу закон об обязательном использовании кассовых аппаратов для ФЛП

Михаил Хомченко

Обязательную установку предпринимателями регистраторов расчетных операций, или, простыми словами, кассовых аппаратов, пытались ввести уже давно. Однако власти всегда натыкались на сопротивление ФЛП и обвинения в том, что дыры в госбюджете пытаются латать на средства малых предпринимателей, в то же время оставляют возможность олигархам не платить миллионные налоги. Так или иначе, однако только с 2022 года закон о РРО заработал. Журналисты Depo.Закарпатья попытались узнать, как этот процесс идет на Закарпатье.

Позиция Налоговой

В Налоговой Закарпатья объяснили, что предприниматели-плательщики единого налога II-IV групп, осуществляющие расчеты за товар наличными, независимо от вида деятельности и объема дохода обязаны применять регистраторы расчетных операций (РРО) или программные регистраторы расчетных операций (ПРРО) и, соответственно, должны выдавать фискальные чеки покупателям. В то же время могут не применять кассовые аппараты плательщики единого налога, осуществляющие деятельность на территории села, но при условии непревышения дохода в размере 167 минимальных заработных плат, то есть 1 085 500 грн. При этом обязанностью для них является ведение книги учета расчетных операций.

В целом, налоговики еще с конца 2021 года совместно с Закарпатским отделением ассоциации налогоплательщиков Украины начали и дальше продолжают организовывать семинары круглые столы и встречи с предпринимателями в городах и общинах Закарпатья для разъяснений налоговых нововведений.

 

На фото: семинар ГНА для предпринимателей в Чопе (фото с сайта zak.tax.gov.ua)

Что думают закарпатские предприниматели

Журналисты Depo.Закарпатья пообщались с представителями местного бизнеса и предложили им высказаться по поводу налоговых нововведений открыто или анонимно. Фактически никто не захотел указывать свои фамилии, и подавляющее большинство опрошенных все же надеются, что обязательный переход на РРО будет отменен.

Владелец нескольких магазинов Марьяна: "Для моего бизнеса в сфере торговли переход состоялся довольно легко. На уже имеющуюся компьютерную технику обслуживающая компания поставила ПРРО. Конечно, это не было бесплатно — около 7 тысяч гривен на лицензии и услуги по установке (речь идет о стоимости на четыре магазина). Это позволило нам принимать оплаты и фискализовать чеки уже со 2 января. Нам не пришлось прятать терминал от покупателя. Расчеты принимали картой и наличными сразу".

Марьяна также отмечает, что не все было легко: в процессе работы выявлялись детали, требовавшие дополнительных мер: изготовление электронных печатей, обучение персонала, дополнительная работа для них. "По моему мнению, государство не было готово к введению обязательной фискализации для ФЛП, впрочем этого не избежать. Мы двигаемся в Европу. В поддержке малый бизнес нуждается, некоторые реально в современных условиях не имеют свободных средств для такого перехода, многие мои знакомые предприниматели просто закрылись", – говорит предпринимательница.

У Василия есть магазин продуктов на рынке в Ужгороде: "Сейчас мы находимся в состоянии ожидания. Еще есть определенная надежда, что тех, кто торгует на базаре, не будут трогать. Думали перевестись на первую группу, но у нас обороты значительно превышают лимиты первой группы. Вместе с тем имеем постоянные финансовые обязательства. Сейчас у нас самая большая статья расходов – электроэнергия для холодильного оборудования. Если будет совсем плохо, то закроемся".

Владелец нескольких магазинов Эдуард: "Для нас не проблема перейти на ПРРО, потому что весь наш товар ужеи  так систематизирован в электронной базе. Фактически нужно установить программу на какой-то планшет и подключить принтер для чеков. Наши обороты не превышают 5 миллионов гривен, поэтому и здесь нечего беспокоиться. Однако есть другая проблема: мы являемся розничными продавцами, а закупаем товар у оптовиков, которые пока не готовы к этим нововведениям прежде всего из-за проблем с документами на товар".

 

 

На фото: в Ужгородской ГНА учат предпринимателей пользоваться программным регистратором расчетных операций (фото с сайта zak.tax.gov.ua)

 

От себя заметим, что, несмотря на "решительную" борьбу с контрабандой, в Закарпатье есть немало серого импорта и товаров, скажем так, завезенных в обход таможенных процедур. При этом борьба с контрабандой, которую якобы должны усилить налоговые нововведения, – один из ключевых аргументов авторов закона, в частности Даниила Гетманцева.

Позиция Гетманцева

Глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и налогов, один из инициаторов реформы Даниил Гетманцев заявил, что установка ФЛП (физлицами-предпринимателями) регистраторов расчетных операций (РРО) помогла вывести из тени 85% торговли.

"Мы этим решением прикрываем огромное количество дыр – системное уклонение от НДС, уменьшение контрабанды, легализуем торговлю. Это большая хорошая реформа, которая давным-давно должна была состояться, если бы не преступники в политике и популисты, зарабатывающие на этом деньги", – заявил Гетманцев. в интервью "НВ".

Он отмечает, что введение РРО заметно повлияло на уровень теневой экономики. В январе – плюс 6,3 млрд грн сальдо НДС, а это 39% из года в год одного НДС, акцентировал нардеп. Гетманцев заявил, что РРО никто не отменит – реформа состоялась. Он уточнил, что штрафы тоже будут введены, но не за отсутствие регистратора, а за невыдачу чека. Так, будет штрафоваться операция, которую осуществляют без кассового аппарата.

Что предлагают ФЛП

Однако предприниматели не разделяют оптимизм Гетманцева и на 17 февраля созывают пиковую акцию протеста под Верховной Радой с требованием принять законопроект 5866, фактически отменяющий обязательное установление РРО.

В частности, в этом законопроекте предлагается

"освободить плательщиков единого налога второй-четвертой групп от обязанности применения регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций при продаже товаров (оказания услуг), стоимость единицы которых

  • не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года;
  • равна или превышает размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, при условии осуществления расчетов за такие товары (услуги) с помощью платежных устройств (терминалов) или предоставление лицу, получающему товар (услугу) расчетного документа с обязательным отражением доходов от продажи таких товаров (оказанных услуг) по итогам рабочего дня в типовой форме, по которой осуществляется учет доходов плательщика единого налога, и сдачи в течение трех банковских дней наличной выручки (наличности) от продажи таких товаров (оказанных услуг) в банки (операторов почтовой связи, национальных операторов и небанковских учреждений) для зачисления (перевода) на банковские счета плательщика единого налога.

Фото: hgi.org.ua

От себя заметим, что, несмотря на обещанную масштабную акцию протеста ФЛП под ВР, шансов на то, что законопроект 5866 будет принят парламентом, мало.

Прежде всего его не поддерживают Министерство финансов Украины и профильный Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, которые не предоставили положительного заключения. Напротив, ссылаясь на выводы Минфина, а также на то, что к законопроекту не предоставлено финансово-экономическое обоснование, комитет принял решение, что законопроект будет иметь опосредованное влияние на показатели бюджета.

Журналисты Depo.Закарпатья и дальше будут следить и информировать читателей о развитии событий вокруг налоговой реформы.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Закарпатье