Новые автобусы или дырявые колеса: За что ужгородцам придется платить больше

Тема общественного транспорта для Ужгорода является болезненной. Вопрос качества перевозок, а с недавнего времени и цены, всегда актуален

Мар'яна Романова

Ужгородские перевозчики неоднократно заявляли, что работать им приходится чуть ли не на грани убыточности, что выживают, как могут. Водители маршруток, поддерживая такое мнение, нередко раздражались, когда им напоминали о льготной перевозке пенсионеров или школьников. Это все выливалось в небольшие местные скандалы с бурными обсуждениями в соцсетях, и кое-где реакцией на них властей.

Похоже, на этот раз жалобы перевозчиков были услышаны. Вскоре цена за проезд в ужгородских маршрутных автобусах составит не 4, как сейчас, а 5 гривен. Здесь стоит отметить, что Ужгород – самый маленький областной центр в Украине, и маршруты здесь, даже самые длинные, незначительные. Это является едва ли не основным аргументом, почему подорожание проезда каждый раз так возмущает местных – мол, а за что платить такие суммы?

Но перевозчики стоят на своем и приводят свои аргументы. На общественных слушаниях относительно цены на проезд, которые провели в мэрии, перевозчики отмечали, что за последнее время очень существенно вырос уровень минимальной зарплаты, стоимость горюче-смазочных материалов, запчастей. И если сейчас тарифо-часовая ставка, от которой зависит зарплата водителей и которая, по методике Кабмина, учитывается при расчетах тарифа на перевозки, составляет около 12,7 гривны, то при введении стоимости проезда в 5 гривен будет составлять около 39 гривен.

Также шла речь, однако, что впервые с 2001 года уже несколько раз не удалось провести конкурс на перевозки на отдельных маршрутах, ибо перевозчики не хотят принимать в них участия из-за нерентабельности. А что касается состояния автобусов на маршрутах (которое иногда является действительно ужасающим), отмечалось, что покупать новые машины предприниматели могут только при наличии доходов, а привлекать кредиты при нынешних ставках абсолютно убыточно, поэтому перевозчики не имеют возможности покупать новый транспорт.

И напоследок, если не повысить тариф хотя бы минимально, то, как настаивают перевозчики, уже в ближайшее время может встать проблема отсутствия автобусов на отдельных маршрутах вообще. Тем более, не является секретом тот факт, что вследствие массового увольнения и выезда водителей за границу есть случаи, когда автобусы не выезжают на рейсы.

Впрочем, не все так гладко. Что насторожило и даже возмутило общественность на этих слушаниях, так это то, что в документе о влиянии регуляторного акта не было представлено абсолютных цифр, процентных соотношений роста зарплаты и других составляющих, которые влияют на формирование тарифа за проезд. Также не было представлено перспектив, которые ожидают автобусные перевозки при сохранении нынешней стоимости проезда и при повышении ее до 5 гривен, какой будет инвестиционная составляющая при высокой стоимости и тому подобное. Напомнили перевозчикам и о нареканиях пассажиров на поведение водителей, несоблюдение графика и в целом качество перевозок.

В конце концов, после бурных обсуждений, больше всего голосов – 41 – набрало предложение все-таки поддержать проект решения о повышении тарифа на перевозки на городских автобусных маршрутах Ужгорода до 5 гривен. Но ужгородцам решили немного угодить: горожанам пообещали невиданную до этого роскошь – новые комфортабельные автобусы. В прошлом году такой транспорт даже протестировали на ужгородских дорогах – довольны остались все.

И вот теперь, если все сложится удачно, по Ужгороду будут курсировать десять современных единиц общественного транспорта. Пока все идет по плану: на днях в Ужгородском городском совете директор коммунального предприятия "Ужгородский муниципальный транспорт" Виталий Готра и генеральный директор Совместного украинско-немецкого предприятия "Электронтранс" Василий Пецух подписали соглашение, по которому до 31 августа в Ужгород должны поставить все десять закупленных новых современных автобусов коммунального автотранспорта.

До этого, 26 февраля, через онлайн-площадку электронных публичных закупок "ProZorrо" состоялся аукцион, который выиграл "Электронтранс". Среди требований к транспортным средствам были прежде всего пассажировместимость не менее 100 человек, не менее 30 сидячих мест, длина не более 12 метров, наличие кондиционеров и соблюдение экологического стандарта не ниже Евро -5.

Так что вскоре, если ничего не сорвется, по Ужгороду будут курсировать автобусы, в которых учтены все европейские стандарты удобства для передвижения именно по городу – они низкопольные, что удобно и для лиц с ограниченными возможностями. Двигатель английского производства с автоматической коробкой передач обеспечит плавный ход, места, уязвимые к коррозии, сделаны с использованием специальных защитных материалов. Продуманы и нюансы для удобства в работе водителей.

Ужгородцев, которых уже не удивить удручающим состоянием транспорта, такой уровень комфорта должен порадовать. Ведь горожан уже не удивить даже дырявыми "лысыми" колесами в транспорте – недавно такой случай зафиксировали на одном маршруте.

Не удивляют ни "отремонтированные" скотчем маршрутки, салон которых заливает водой, ни даже общественный транспорт с оторванными на ходу колесами – к таким случаям в Ужгороде, к сожалению, уже привыкли. Привыкли и к не слишком приветливым, а иногда и агрессивным водителям.

Поэтому вывод на маршруты новых полноценных комфортабельных автобусов может даже несколько умерить негодование по поводу поднятия цены, и ужгородцы действительно будут знать, за что отдают за проезд 5 гривен. Главное, чтобы таким образом горожан не готовили к очередному скачку стоимости. Ведь если за проезд в "жестяных банках" придется платить больше, то не попросят ли больше за проезд "по-европейски".

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Закарпатье