Культура, деньги, воспитание: Имеет ли маленький Ужгород шанс стать театральным центром

Нехватка поддержки, финансов и понимания, что культура – это сверхважно, вполне типична для большинства украинских городов

Шеф-редактор региональной редакции Depo.Закарпатье
Культура, деньги, воспитание: Имеет ли м…

Второй международный театральный фестиваль "Монологи над Ужем", в этом году собрал вдвое больше спектаклей, чем в свой дебютный прошлый год. Мероприятие имело успех, несмотря на то, что организовать подобный ивент в небольшом городе – дело нелегкое: не хватает и поддержки, и финансов, и понимания, что культура – это сверхважно. В течение недели в Ужгороде зрители смотрели спектакли от ведущих театров Западной Украины, Киева, Чернигова, Грузии, Армении, Польши, Молдовы, Беларуси.

О том, почему в Ужгород, на первый взгляд, в совсем неочевидный "театральный" город едут актеры, для чего нужно поддерживать культурные мероприятия, и есть ли заинтересованные в этом лица, порталу Depo.Закарпатья рассказал инициатор и соорганизатор "Монологов над Ужем" Михаил Носа.

О нынешних "Монологах над Ужом"

– В этом году фестиваль был впечатляющим. Мы так его и анонсировали – "спектакли, которые поражают". Большинство из них были масштабными не в плане декораций, а в смысле самого материала, авторов, пьес. Было интересно и, соответственно, на половине спектаклей – аншлаги. В прошлом году залы заполнялись зрителями наполовину. Актеры, гости, режиссеры и драматурги остались довольны. Многие из них в Ужгороде впервые, поэтому это и для них новые впечатления. К примеру, из Еревана и актриса, и режиссер были в восторге от города. Поэтому режиссер Рипсиме Шагинян даже планирует приехать снова и поработать со студентами Ужгородского колледжа культуры, сделать мастерклассы для них. И вообще, этот год мы фестиваль посвятили студентам. Они принимали открытие фестиваля, для них были организованы встречи и мастер-классы и именно для них был первый спектакль. Для студентов это было очень интересно. Общение с актерами из других городов, стран, просто наблюдение за ними – это развитие.

Михаил Носа

О моменте, когда пришло понимание, что Ужгороду нужен театральный фестиваль

– У Нищука (экс-министр культуры Евгений Нищук, - ред.) спросили после спектакля "Момент любви", с которым он выступил на фестивале, почему он приехал в такой "нетеатральный" город, как Ужгород. На что он ответил: мы же и делаем его театральным, а европейскостью любого города является театральный фестиваль.

Последние 20 лет в Ужгороде в плане культуры, театральной культуры, в общем, не было развития. Была и есть культура в сфере классической музыки – филармония прекрасно работает, там достойные концерты и программы. Но, к примеру, не было культуры ходить в кино, и вовсе отбили охоту ходить в театр и смотреть качественные спектакли. Кто это сделал? Возможно, так работали чиновники, или так работали театры. Единственное, куда в Ужгороде всегда хотелось ходить, с детьми, – это кукольный театр. Он всегда был таким центром очень позитивным – там сотрудники работают, часто на энтузиазме, но выдают классные театральные истории. Они постоянно ездят и гастролируют, получают награды и держат определенный уровень.

К сожалению, так не скажешь о других. Хотя, сдвиги есть: активно начал включаться в фестивальную работу Мукачевский театр, у них проходят фестиваль Этно-Диа-Сфера и дебют молодежных спектаклей и детские фестивали. В Хусте театр набирает обороты. А что касается Ужгорода, то, когда мы начали делать фестиваль моноспектаклей, я не слишком верил в успех и что из этого что-то выйдет. Всюду были сплошные возражения – даже в том, что никто не хотел идти на спектакль, где один актер. Даже ценители театра. Моноспектакли – здесь не получаешь большой яркости, декорации, беготни по сцене, музыки. Здесь формат "один на один" и эмоции о себе.

О непростом формате моноспектаклей

– Наш Ужгород такой – "один на один". У нас уже есть фестиваль камерных спектаклей "Под цветущей сакурой". Этот фестиваль посещают, потому и сезон удачный – весной, когда в городе много людей. А вот на осень хотелось сделать что-то необычное. Привезти большой театр – сложно, прежде всего, в финансовом плане. Даже 4-5 театров. Один театр – это и актеры, и фура декораций и тому подобное. Это дорого. Поэтому Ужгород сам диктует условия. К проведению именно моноспектаклей подтолкнуло и то, что у нас есть замок, есть старые винные подвалы, где можно играть такие постановки. В Европе обычно играют моноспектакли повсюду – на крышах домов, в замках, на улицах, на набережных, или кораблях. Поэтому подобный формат очень подходит Ужгороду и в прошлом году мы впервые попробовали провести фестиваль моноспектаклей. Были нюансы, но все удалось. В этом году фестиваль получился еще лучше.

Ужгородский зритель – он требователен и придирчив к деталям. Когда актер и зритель на расстоянии 1,5-2 метра, то здесь срабатывает форма "исповеди" и зритель хочет найти в спектакле то, что было у него в жизни. Если такое касание есть, то зритель получает то, что он хотел. Каждый примеряет на себя историю, которая рассказывается на сцене. Для ужгородцев это был уникальный шанс увидеть сразу 12 таких историй.

Про культурную коммуникацию между городами и странами

– Для участия в фестивале до лета нужно подать заявку. В этом году таких заявок было больше 20. Половина – из Украины. Также были из Албании, Греции, Турции. Были и прошлогодние страны – из Польши, Словакии, Румынии. Но их мы взять не могли, потому что нужны каждый раз новые. Актер, даже с другим спектаклем, если он уже принимал участие в фестивале, не может снова быть отобранным. Потому что нужны новые лица, новые спектакли. Должно быть жанровое многообразие. Так, в этом году подали три заявки на спектакль "Макбет". Надо было выбирать. Из Украины с Харькова были заявки, из Полтавы, из Херсона, из Киева много, из Львова. Отбирая их, мы просматриваем видео. Есть ограничения представлений по времени. Далее, конечно, идет подсчет и распределение финансов. Такие фестивали не являются прибыльными, они не приносят средств. Ну, разве что, возможно, в Эдинбурге, где театры сами платят деньги, чтобы принять участие в тамошнем известном фестивале. У нас это все пока только мечты. В этом году должен был приехать и театр из Турции, но технически, из-за нюансов с перелетом, этого не произошло.

Некоторые из актеров уже были в Украине на фестивалях в Киеве, во Львове. У них такая профессия, чем больше актер гастролирует, бывает на фестивалях – это плюс к его престижности. Это возможность для культурной коммуникации между разными театрами. По сути, они пересекаются именно во время таких мероприятий. Имеют достаточно времени, чтобы наладить общение и контакт. Смотрят, что делают другие. Потому что, на самом деле, пьес для моноспектаклей не так уж и много. Много материала, но его еще нужно "обработать", чтобы из него получился моноспектакль.

В Киеве и во Львове есть такое понятие, как "театральный турист". Есть уже такие и в Ужгороде, которые едут именно на этот фестиваль. И это очень важно. Потому что мы сейчас имеем? Когда приезжают иностранцы, которые занимаются культурой, или, скажем, дипломаты, послы, консулы, то спрашивают: что сегодня можно послушать, посмотреть, посетить в вашем городе? На что наши чиновники от культуры только опускают головы, потому что театр работает мало. Когда один спектакль в неделю в театре – это катастрофа. Что остается? Отвести делегацию на обед или ужин и послушать там какой-то фольклорный коллектив. И такая ситуация во многих городах.

Я очень жду, чтобы хоть один актер закарпатский сделал моноспектакль. У нас актеры замечательные. Возможно, когда-нибудь именно они будут открывать фестиваль "Монологи над Ужом". В очередной раз прошу: актеры, творите ремесло, приступайте к работе, есть год, чтобы создать нечто действительно крутое. Досадным, если взглянуть на нынешний фестиваль, является то, что студенты ходили на все спектакли, а наших актеров было всего двое-трое, которые посещали постановки.

О развитии театра, культурном воспитании и отсутствии поддержки

– Каким он должен быть? Лучше, чем предыдущий. Хотелось бы отбирать качественный материал, постановки, с востребованными темами. Сейчас были и темы войны, любви, детей и родителей, невостребованности в профессии. Темы актуальные, страны-участники, которых еще не было, привлечение украинских актеров, проведение мастер-классов и занятий для студентов, ведь это им крайне необходимо. Хочется, чтобы Ужгород превращался на неделю в один большой театральный город, куда бы съезжались люди отовсюду, и ужгородцы это поддерживали.

Если брать фестиваль моноспектаклей, то ориентир и пример для такого города, как Ужгород - фестиваль "Мария" в Киеве. Еще из зрелищных – "Золотой лев" во Львове. Они делают в один год, скажем, фестиваль уличных представлений, в следующем – другой формат. Очень крутой фестиваль в Херсоне.

Мечтаний много, а вот спонсоров нет. Я обращался ко многим предпринимателям. Они, и это хорошо, дают деньги для детей, на спорт могут выделять. Но когда слышат слово "театр" - то отмахиваются, как кое-кто от кадила священника. Возможно, когда-то и придет осознание, что культура – важна. Можно проводить миллионы идентичных гастрономических фестивалей, как у нас и происходит в крае, которые уже и туристам не очень интересны. Но все же когда-нибудь захочется и в театр. И дети должны видеть качественные спектакли, хорошие фильмы. Это наша общая проблема. Хотя, в больших городах легче фестивали организовывать, там власти больше приобщаются. В меньших городах и навстречу идут меньше.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme