Сити-лайты вместо деревьев: Удастся ли Ужгороду избавиться от визуального "шанхая"

Жители Ужгорода поддержали петицию о запрете размещения внешней рекламы в пределах исторического ареала города

Уютный исторический центр Ужгорода, который всячески пытаются представить туристам как "уголок Европы", всегда испытывал одну проблему: порой эта "Европа" напоминает "Шанхай". Центральная часть Ужгорода страдает от засилья наружной рекламы. И, как это часто бывает, реклама не вписывается в среду, является слишком громоздкой, яркой, кричащей. Словом, безвкусица и непонимание предпринимателями и рекламщиками окружающей атмосферы. Проблема типична для многих украинских городов.

В Ужгороде время от времени пытаются противостоять гигантским цветным вывескам и неуместным сити-лайтам на узких старых улочках и зданиях. Пока борьба эта не слишком удачная. Активисты и местные жители, которые болеют за приличный вид хотя бы центра города, время от времени поднимают шум относительно проблемы, пытаясь "достучаться" к ответственным во властных кабинетах. Представители власти, в свою очередь, снова обещают навести порядок. И снова не выполняют обещанного.

В частности, еще прошлым летом во время заседания Ужгородского исполкома было принято решение о запрете размещения объектов наружной рекламы, в частности в центральной исторической части Ужгорода. "Существует перечень улиц, на которых нецелесообразно размещать наружную рекламу. Корзо, Корятовича, Волошина. Мы решили, что на них не будет рекламы, она не будет украшать историческую часть нашего города, портить фасады и закрывать объекты, которые хотели бы посмотреть туристы", – отмечал тогда мэр Богдан Андреев. То есть понимание ситуации вроде и есть, по крайней мере на словах, но на деле особых сдвигов так и не произошло. Стоит прогуляться по центру, и снова в глаза будет бросаться навязчивая реклама.

Обычно стимулом к попыткам "отстоять" центр служит очередной вопиющий случай, когда улицы города беспощадно превращаются в базар или что-то подобное. Так случилось и в этот раз. Возле центральной площади Петефи, которую реконструируют уже не первый год, воспользовавшись беспорядком вокруг, один предприниматель решил "под шумок" возвести "аллею" сити-лайтов. Ирония в том, что на этом месте ранее срубили деревья, чем вызвали возмущение ужгородцев. Возмущение, и, как положено, народное творчество.

Такая "замена" вызвала немалый резонанс. Мэрия после этого поспешила "откреститься": мол, мы здесь ни при чем, сити-лайты установлены незаконно. Спустя несколько дней рекламные контрукции демонтировали.

Такое небрежное отношение к внешнему виду привлекательного туристического города (каким бы он должен был стать после завершения реконструкции) послужило инициативой для очередной попытки упорядочить центральную часть города. Ужгородец Виталий Глагола внес на голосование петицию о недопустимости размещения наружной рекламы в пределах исторического ареала Ужгорода. И даже процедура регистрации петиции не прошла без проблем: длительное время петиция была "на модерации" и не появлялась для голосования. В конце концов голосование стартовало.

Как говорится в петиции, через год заканчиваются сроки действия договоров на сити-лайты по улице Волошина и Театральной площади, и продлевать их будет просто преступлением со стороны городской власти Ужгорода. Вместе с тем, недавно исполком выдал разрешение на установку восьми новых сити-лайтов по улице Корятовича. Тема рекламы в городе настолько достала ужгородцев, что петиция без усилий набрала необходимое количество голосов (по состоянию на 19 октября ее подписали 266 человек при 250 необходимых). Поэтому есть шанс, что обращение дойдет до "верхов", и будут сделаны соответствующие выводы.

Следует заметить, что попытка запрета наружной рекламы была, еще при предыдущем мэре, но за неделю до завершения его каденции в городе приняли решение о продлении разрешений рекламным агентствам на пять лет.

В общем петиции в качестве влияния на важные процессы в городе до недавнего времени были не слишком популярным способом "борьбы" в Ужгороде – обычно местные поддерживали их вяло, не заморачиваясь голосованием. Но последние события в городе показывают, что местным все же не безразлично, когда идет грубое уничтожение лица города. Поэтому петиции о рекламе, или, например, о прекращении работ в центре на набережной Независимости с легкостью набирают достаточное количество голосов.

Поэтому местной власти, несмотря на ее нежелание, очевидно, все же придется прислушаться к ужгородцам. И есть надежда, что используя свое право влияния на процессы в городе, местные жители не позволят чиновникам в очередной раз переступить через них в угоду деловым и властным кругам.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Закарпатье