Разукрашенные деревья, лошади вместо кортежей и дырки от бубликов: Как празднуют гуцульскую свадьбу

То, как в старину справляли свадьбу гуцулы, можно назвать настоящим театром со своими декорациями, актерами и зрителями

Уже несколько лет среди украинцев модно играть свадьбу по народным обычаям. Это проявляется в наряде, который выбирают молодожены, в определенных ритуалах, даже в выборе ресторана и кухни.

"Народность" и аутентика на таких свадьбах, как правило, являются достаточно поверхностными. Но настоящие свадьбы, как в древности, еще часто делают в Карпатах. Обрядов и обычаев, которые должны соблюдать на таких "забавах" молодожены и гости - множество.

Среди тех, для кого свадьба была сокровенным ритуалом, с давних времен были гуцулы. То, как они справляли свадьбу, можно назвать настоящим театром со своими декорациями, актерами и зрителями.

Аутентичны основные обряды. Очень важным является наряд князя-молодого и княгини-молодой (так называют молодоженов гуцулы), дружков и дружек, членов семьи. К примеру, самый главный аксессуар для княгини – венок, украшенный барвинком, чесноком и монетами, чтобы деньги в семье водились. Вместо белого платья – надевают рубашку, которую сами же невесты и вышивают. Венки должны быть также на головах у незамужних подружек. А вот замужние женщины в этот день надевают платки. Элементы национальной одежды есть у каждого гостя.

Вторым важным признаком является присутствие гуцульских троистых музыкантов, которые выполняют основные народные гуцульские мелодии для пения и танцев. Третий признак – наличие блюд гуцульской народной кухни.

На гуцульскую свадьбу приглашают только родных, друзей, соседей и близких знакомых родителей и молодых. Вообще же, по масштабам оно может составить несколько сотен гостей. Основная часть гуцульской свадьбы происходит в течение двух дней.

Подготовка и первые обряды начинаются загодя. К первому этапу относится обряд "пошива венка", который проводится в четверг, до полудня. Мастерица по пошиву свадебных венков (обязательно замужняя женщина) шьет венок для молодого или молодой на холщевой ткани с использованием листьев барвинка, пайеток и бисера. Готовый венок, положенный на хлеб в решете, она вручает родителям и молодым, получая от них вознаграждение за труд.

Второй этап – обряд "Начинания", во время которого в субботу утром нужно надеть молодых в свадебный наряд и украсить срубленное сосновое деревце, которое приносят в дом молодых два парня-дружбы. Первыми начинают украшать свадебное деревце родители молодых, которые прикрепляют к его верхушке пшеничные колоски и основной, бумажный цветок - розу, а девушки-дружки и парни-дружбы дальше украшают все деревце разноцветными бумажными цветами. При этом скрипач исполняет гуцульские мелодии, а подружки поют обрядовые гуцульские песни. Свадьба считается начатой после того, как родители возложат своим детям венок на голову и вместе запляшут первый танец-гуцулку, держа в руках украшенное свадебное деревце.

Выкуп невесты на Гуцульщине имеет свои особенности. Его проводят братья молодой. После того, как жених согласовал цену выкупа, он пытается забрать свою возлюбленную. Молодая княгиня сидит за столом и смотрит сквозь дырку в калаче, где ее любимый. Она не дает ему приблизиться, сыпля на него пшеницу.

Следующим важным этапом является обряд встречи свадебных гостей, во время которого в субботу, во дворе дома, родители молодых вместе с молодыми, дружками и дружбами торжественно встречают всех свадебных гостей. Во время каждой встречи звучит живая свадебная музыка и исполняются гуцульские песни.

Для поездки на венчание в церкви используют несколько пар оседланных и расцвеченных лошадей, на которых едут верхом молодые, дружбы и дружки, родители. За ними идут свадебные гости, которые желают принять участие в венчании молодых. Даже сейчас автомобильные кортежи на таких свадьбах не приветствуются.

Выйдя из церкви, молодые смотрят на солнце через отверстия свадебных калачей, разрывают их и угощают ими "на счастье" всех присутствующих на венчании.

Княгиня на церковном майдане перевязывает полотенцами свадебных родителей. Из церкви молодожены выходят мужем и женой. Но парню еще надо убедить молодую жену покинуть родительский дом. Именно поэтому, уже дома, он одаривает ее подарками и деньгами. Пока не угодит – не видать ему лицо любимой, которое спрятано под платком.

Следующим свадебным действом является торжественная встреча молодых на дворе собственного дома. При этом дружбы и родители снимают жениха-князя и молодую-княгиню с лошадей, становятся в один ансамбль со свадебным деревцем в центре. Молодых родители поздравляют с венчанием и трижды обходят вокруг них.

Заключительным этапом гуцульской свадьбы является обряд "Завивания молодой", во время которого с молодой и молодого снимаются венки, а молодой завивает на голове невесты платок. При этом звучит музыка и исполняются обрядовые песни. Этот обычай сохранился во многих регионах Украины. Мать молодого и молодой расчесывают свою доченьку и вплетают ей в косу деньги для щедрой жизни. Молодой подкрадывается к жене, чтобы завить ее в платок, но та не дается. "Если ты уже жена, то платок одеть должна", – уговаривает мужчина.

На Гуцульщине после обряда "завивания молодой" старший дружба выносит из дома "деревце" и бежит с ним к ближайшей яблоньке. Гости со стороны невесты бегут за ним и пытаются облить водой. Ведь когда деревце уже закреплено на яблоне, – это знак того, что молодая окончательно попрощалась со своим девичеством, невинностью и стала хозяйкой. Когда дружбы выносят деревце на улицу и привязывают к дереву возле дома, свадьба считается завершенной.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Прикарпатье