Как Венгрия через образование создает на Закарпатье свой анклав

Одним из направлений деструктивной политики на территории Закарпатской области является поддержка образовательных проектов венгерского национального меньшинства

Как Венгрия через образование создает на…

В последнее время на Закарпатье наблюдается активность венгерской и российской сторон в попытках дестабилизировать ситуацию в регионе, используя фактор национальных меньшинств и попытки активизировать сепаратистские процессы. Одним из таких направлений деструктивной политики на территории Закарпатской области является поддержка образовательных проектов венгерского национального меньшинства.

Общая оценка ситуации

Согласно анализу открытых источников информации, на территории Закарпатья венгерская сторона реализовала полноценную систему образования, в которой учебный процесс происходит преимущественно на венгерском языке. Эту систему составляют: 91 школа, 21 из которых – украино-венгерские, 70 – венгерские; Центр гунгарологии на базе Ужгородского национального университета, частное высшее учебное заведение – Закарпатский венгерский институт им. Ф. Ракоци ІІ, расположенный в г. Берегово.

Стоит отметить, что официальный Будапешт через венгерские благотворительные фонды выделяет на функционирование этой системы около 2 млн. евро ежегодно. Стоит отметить, что в 2015 году было выделено 45 млн. грн, в 2016 году – 60 млн. грн. Таким образом, наглядно наблюдается тенденция к росту активности Венгрии относительно финансирования образовательных проектов и программ на Закарпатье.

Развитие этой ситуации уже сегодня демонстрирует негативные последствия. В частности, наблюдается распространение венгерского языка среди молодежи в регионе. Необходимо также упомянуть деятельность депутатов Закарпатского областного совета в 2016 году, когда на имя Министра образования и науки Украины было написано обращение, в котором основной упор был сделан на включение языков национальных меньшинств в перечень предметов Внешнего независимого оценивания. Таким образом, венгерская сторона пыталась приложить усилия для создания ситуации, когда граждане Украины после завершения 11-летнего общеобразовательного процесса обучения вместо украинского сдавали бы экзамены по венгерскому языку. После этого выпускники школ продолжали бы обучение в ЗУИ им. Ф. Ракоци ІІ. Главным риском в этой ситуации видится возможность получения на выходе гражданина Венгрии, а не Украины, оторванного от гуманитарно-культурного пространства Украины.

Закарпатский венгерский институт им. Ф. Ракоци ІІ

Так что же на самом деле представляет собой вышеупомянутое учебное заведение – Закарпатский венгерский институт им. Ф. Ракоци II? Согласно информации портала kmfr.kmf.uz.ua, Закарпатский венгерский институт им. Ф. Ракоци II был создан для сохранения и развития венгерской общины Закарпатской области. Среди основных направлений подготовки студентов указаны: Филология (венгерский язык и литература)", "Страноведение", "История". Стоит отметить, что во всех трех случаях речь идет именно о Венгрии. Также известно, что указанный вуз неоднократно успешно проходил проверки чиновников образовательной сферы. Но при этом нет информации однако, как, например, на практике происходит проведение "срезов знаний" для студентов Закарпатского венгерского института по таким дисциплинам как "Украинский язык и литература" и "История Украины". И это вполне логично, ведь в случае, если экзамены не будут сданы, будут реальные основания для возбуждения вопроса о несоблюдении украинского законодательства в образовательной сфере со стороны указанного учебного заведения. Это также напрямую касается и проведения учебного процесса на венгерском языке, фактического отсутствия общеукраинских обязательных учебных дисциплин, несоответствия учебных программ утвержденным нормам и тому подобное. Учитывая это, Министерство образования и науки Украины согласно действующего законодательства может лишить этот вуз права выдавать дипломы о высшем образовании украинского образца людям, которые даже не знают государственного языка. Если не поднимать эту проблему сегодня, то фактически эта ситуация будет складываться таким образом, будто украинское государство вносит свой вклад в восстановление так называемой Великой Венгрии.

Параллельно в структуре ЗУИ им. Ф. Ракоци ІІ функционируют несколько научно-исследовательских институтов (НИИ), в частности, им. Иштвана Фодора, им. Тиводора Легоцки, и им. Антала Годинки. Примечательно, что НИИ им. Т. Легоцки в 2015 году был разработан проект образования автономного венгерско-языкового района на Закарпатье с центром в г. Берегово, который и сегодня активно лоббируется официальным Будапештом. С другой стороны, НИИ им. А. Годинки было проведено социологическое исследование "Тандем-2016", в ходе которого выяснялось отношение жителей Закарпатья к вопросам создания венгерской автономии и к проблеме двойного гражданства. Что является интересным, декларируемой целью анкетирования было выяснение отношений между мультинациональным населением Закарпатской области и условия сосуществования, в частности венгерского и украинского народов. Во время социологического исследования было опрошено 1212 жителей Закарпатья (398 венгров и 814 украинцев) в 43 населенных пунктах области. Анкета включала 90 вопросов, которые были распределены по следующим блокам: социально-демографические данные; идентичность; межэтнические отношения; употребление языка; религиозная принадлежность; политика Венгрии в отношении Закарпатья; социальное самочувствие, участие в политике; мобильность, миграция. Таким образом, из этого вытекает то, что венгерская сторона активно мониторит отношение жителей Закарпатья к автономии и двойному гражданству. Указанные социологические исследования происходят на манер подобных опросов, которые проводились перед аннексией Крыма.

Также стоит добавить, что результаты этого опроса объявлял на специально организованной пресс-конференции директор НИИ им. А. Годинки Степан Черничко, который, кроме того, также занимает должность проректора Закарпатского венгерского института.

На деятельность Степана Черничко необходимо обратить отдельное внимание, ведь анализируя его научные труды, можно прийти к выводу, что он посвятил свою "научную жизнь" исследованию вопросов соблюдения прав венгерского национального меньшинства. Более того, он подготовил ряд отчетов для международных организаций относительно нарушения Украиной международного законодательства в сфере языковых прав национальных меньшинств.

В некоторых из работ Степана Черничко, начиная с 2014 года, можно найти абзацы, в которых изложена информация примерно такого содержания: "а вот если бы у нас была автономия, которую нам почему-то безосновательно не хочет давать Украина, у нас было бы все хорошо". Тезисы руководителя НИИ им. А. Годинки Степана Черничко созвучны с рупором кремлевской пропаганды, который уже давно предсказывает аннексию Закарпатья Венгрией. В интернете можно найти статью под названием "Права меньшинств, беглые "регионалы" и кремлевские проекты" (https://informnapalm.org/32886-prava-menshinstv-beglye-regionaly-i-kremlevskie-proekty/), в которой содержатся данные о сотрудничестве С. Черничко с общественной организацией "Русскоязычная Украина". По информации "Информнапалма" получается, что руководитель НИИ им. А. Годинки заключил договор на подготовку статьи, которая должна отвечать таким критериям, как "негативная риторика властей в адрес национальных меньшинств", "проявления бытовой дискриминации", "проявления нетерпимости со стороны украинских СМИ", "призывы к межнациональной розни со стороны радикально настроенных групп" и другие. В договоре указывается сумма (2,5 тыс. грн.), которую должен был получить автор за написание этой статьи. Также можно найти уже готовую статью под названием "Дискриминация учащихся школ Украины с венгерским языком обучения". Эта статья соответствует всем выдвигаемым критериям. А в материалах почтового ящика одного из сепаратистов, ссылку на который можно найти в материале "Информнапалма", есть скан-копии паспорта и идентификационного кода С. Черничко, которые он отправил на указанную электронную почту.

Примечательно, что в то время, когда официальный Будапешт финансирует на Закарпатье ряд проектов в области образования, НПО, масс-медиа через разветвленную сеть венгерских благотворительных фондов, в самой Венгрии, начиная с 2013 года, правительство Виктора Орбана активно противодействует развитию неправительственных организаций, которые имеют иностранные источники финансирования. Ниже отметим статистику в виде хронологической таблицы относительно притеснений правительством Венгрии по отношению к деятельности неправительственных организаций за период 2013-2017 годов.

Хронология притеснений правительством Венгрии по отношению к деятельности неправительственных организаций (2013-2017 гг.)

14 – 15 августа 2013 г. – Обвинения неправительственных организаций в работе в пользу иностранных государств и формирование списка "чистых" государственных СМИ.

8 апреля 2014 г. – Официальное представительство правительства прослеживает политическое влияние в финансовой поддержке правительством Норвегии деятельности венгерских неправительственных организаций.

30 апреля 2014 г. – Заместитель Государственного секретаря правительства Венгрии обвиняет руководство иностранных неправительственных организаций в политической зависимости от отдельных партий.

6 мая 2014 г. – Правительство требует приостановить деятельность Фонда неправительственных организаций, финансируемых из-за границы.

21 мая 2014 г. – Требование проведения финансового аудита неправительственных организаций, которые финансируются за счет иностранных средств Фонда неправительственных организаций.

28 мая – 1 июня 2014 г. – Правительство официально формирует перечень потенциально опасных для Венгрии проектов, реализуемых неправительственными организациями.

Июнь 2014 г. – Государственные аудиторы требуют документы финансовой отчетности от неправительственных организаций и проводят финансовый аудит.

26 июля 2014 г. – Официальное заявление премьер-министра Виктора Орбана по поводу определения неправительственных организаций как совокупности "проплаченных политических активистов", которые служат интересам иностранных государств.

Август 2014 г. – Начало первого уголовного дела против Фонда Ökotárs.

3 сентября 2014 г. – Начало уголовных процессов против неправительственных организаций, которые напрямую финансируются правительством Норвегии

8 сентября 2014 г. – Полицейские рейды в офисы неправительственных организаций с целью получения данных о "черной бухгалтерии".

15 сентября 2014 г. – Официальное заявление премьер-министра Виктора Орбана на заседании парламента относительно двойных стандартов в деятельности неправительственных организаций.

22 октября 2014 г. – Обнародован негативный отчет государственного аудита финансовой деятельности неправительственных организаций, что отрицается правительством Норвегии.

22 октября 2014 г. – Обращение Форума гражданского единства, близкого к правительству Венгрии, относительно изменения системы финансирования иностранных неправительственных организаций.

12 ноября 2014 г. – Запускается уголовный процесс и налоговая проверка в отношении деятельности неправительственных организаций, финансируемых правительством Норвегии.

15 декабря 2014 г. – Премьер-министр Виктор Орбан заявляет, что будет инициировать изменение процедуры регистрации иностранных неправительственных организаций, действующих в Венгрии.

16 декабря 2014 г. – Проведение государственного аудита Официальным представительством правительства Венгрии по отношению к Швейцарскому Фонду неправительственных организаций.

19 января 2015 г. – Проведение прокурорского и налогового расследования неправительственных организаций, деятельность которых проверяется.

23 января 2015 г. – Признание Центральным окружным судом Будапешта незаконными полицейских рейдов по отношению к финансовой деятельности неправительственных организаций.

11 февраля 2015 г. – Обнародован отчет независимого финансового аудита, согласно которому в деятельности Фонда неправительственных организаций не отмечается правонарушений.

20 февраля 2015 г. – Официальное представительство правительства инициирует необходимость декларирования лидерами неправительственных организаций личных финансовых активов (наряду с активами возглавляемых организаций).

30 июня 2015 г. – Прокурорская проверка Фонда неправительственных организаций свидетельствует только незначительные ошибки в администрировании деятельности организации.

28 июля 2015 г. – Фискальные службы при поддержке правительства Венгрии обнародуют список неправительственных организаций, требующих финансового аудита (прежде всего обеспечиваемые финансовой поддержкой правительства Норвегии).

7 октября 2015 г. – Прекращение уголовного расследования в отношении деятельности Фонда неправительственных организаций и 17 автономных неправительственных организаций.

21 октября 2015 г. – Официальное представительство правительства заявляет, что Фонд неправительственных организаций незаконно осуществлял свою деятельность, несмотря на прекращение следственных действий по отношению к организации.

30 октября 2015 г. – Премьер-министр Виктор Орбан заявил об увеличении эмигрантского наплыва в Венгрию вследствие деструктивной деятельности неправительственных организаций, финансируемых Фондом Джорджа Сороса.

24 ноября 2015 г. – Утверждение Соглашения между правительством Венгрии и правительством Норвегии о прекращении финансирования программ государственных проектов и приостановка венгерским правительством финансовых аудитов неправительственных организаций, которые финансируются Фондом неправительственных организаций.

11 декабря 2015 г. – Утверждение заявлений о незаконной деятельности иностранных неправительственных организаций на Конгрессе ФИДЕС.

Январь – февраль 2016 г. – Налоговое расследование деятельности неправительственных организаций не выявило нарушений в финансовой деятельности.

20 мая 2016 г. – Премьер-министр Виктор Орбан подчеркивает, что неправительственные организации, которые финансируются Фондом Джорджа Сороса, не избираются гражданами Венгрии, но стремятся к политическому влиянию в стране.

25 мая 2016 г. – Официальное представительство правительства, критикуя неправительственные организации, финансируемые Джорджем Соросом, ссылается на доктрину национальной безопасности страны.

8 июня 2016 г. – Обнаружение в офисе Института Политики EKINT (финансируется при грантовой поддержке Джорджа Сороса) электронного устройства, с помощью которого можно несанкционированно собирать информацию о деятельности организации.

11 июня 2016 г. – Заявление пресс-атташе правительства Венгрии относительно того, что в своей деятельности неправительственные организации, финансируемые Джорджем Соросом, используют незаконные методы.

29 июня 2016 г. – Судебное решение о нарушении конституционных прав неправительственных организаций правительственной партией ФИДЕС (обвинения в незаконной деятельности).

29 июня 2016 г., 6 октября 2016 г. – Решение Верховного Суда, которое подтверждает инициирование государственного финансового аудита неправительственных организаций непосредственно премьер-министром Виктором Орбаном.

26 сентября 2016 г. – ФИДЕС инициирует проведение инспекции неправительственных организаций, которые финансируются из источников Джорджа Сороса, на предмет угрозы национальному суверенитету и национальной безопасности страны.

14 декабря 2016 г. – Утверждена повестка дня заседаний парламента, среди которого внесены вопросы относительно изменений законодательства о деятельности неправительственных организаций; согласно законодательной инициативе неправительственные организации с целью прозрачности финансовой деятельности обяжут подавать финансовые отчеты и декларации.

10 – 11 января 2017 г. – Заявление вице-президента ФИДЕС о необходимости запрета деятельности на территории Венгрии неправительственных организаций при финансовой поддержке Джорджа Сороса (из-за несоответствия критериям неправительственной организации).

13 января 2017 г. – Критика неправительственных организаций пресс-секретарем правительства Венгрии из-за их "заполитизированной деятельности".

10 февраля 2017 г. – Заявление премьер-министра Виктора Орбана о необходимости усиления борьбы с представительствами международных неправительственных организаций в Венгрии из-за осуществления ими деструктивного влияния на общественность.

17 февраля 2017 г. – ФИДЕС анонсирует разработку законопроекта о прозрачности деятельности неправительственных организаций, которая финансируется за счет иностранных источников.

20 февраля 2017 г. – Премьер-министр Виктор Орбан инициирует проведение на весенней сессии парламента т.н. "национальных консультаций" относительно усиления иностранного влияния в Венгрии при участии деятельность представительств международных неправительственных организаций.

Комментарий

Несмотря на отсутствие в украинских и западных СМИ интереса к проблеме растущей венгерской угрозы в "Карпатском регионе", на сегодняшний день возникает дискуссионный вопрос, существует ли вообще вероятность розыгрыша Венгрией "крымского сценария" на Закарпатье в случае дестабилизации ситуации в Украине. Анализ политической и социально-экономической ситуации в регионе говорит о существовании ряда факторов, которые подтверждают данные об усилении политического присутствия официального Будапешта в регионе. В результате это отражается на искусственном формировании предпосылок для развития сепаратистских тенденций в Закарпатской области.

Одним из направлений деструктивной активности Венгрии в Закарпатской области остается поддержка образовательных проектов. Отдельного внимания заслуживает активность в этом направлении и российской стороны, которая, вместе с Венгрией, является не менее заинтересованной в дестабилизации ситуации в Украине и развитии процесса сецессии на Закарпатье.

Проблема также заключается в том, что украинское правительство не уделяет достаточного внимания тому, что сегодня происходит в Закарпатском регионе. А потому журналистской и экспертной среде не остается другой возможности, кроме как использовать подобные материалы в качестве дополнительной возможности, чтобы обратить внимание государственных институций Украины на случаи нарушения прав украинцев на Закарпатье. Граждане Украины, которым не безразлично будущее украинского государства, призывают не допустить развития ситуации, когда исполнятся мечты Кремля по дестабилизации ситуации в регионе. Поэтому Киеву надо должным образом реагировать на проблемы, которые искусственно создаются и раскачиваются иностранными государствами. Необходимо четко понимать, что деструктивная политика Москвы и Будапешта сегодня направлена на то, чтобы украинцы Закарпатья обратились к международным инстанциям с призывами их защитить.

Украинская власть и граждане Украины должны четко осознавать, что правящие круги соседних РФ и Венгрии будут дальнейшем максимально увеличивать использование фактора национальных меньшинств в деструктивных целях против украинского государства, несмотря на то, что Будапешт системно связан с ЕС и блоком НАТО. Нацменьшинства Украины должны быть интегрированы в украинское общество, максимально комфортно себя чувствовать в качестве граждан Украины, а не соседних стран, не боясь при этом дискриминации по национальному признаку.

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme