Нужны ли украинцам новые персонажи в вертепах (ФОТО, ВИДЕО)

Периодически в вертепах появляются новые действующие лица - на злобу дня. Однако, традиции все же побеждают

Нужны ли украинцам новые персонажи в вер…

Подходит к завершению рождественское празднование. Через несколько дней бетлегемы, которые первыми возвещают о Рождении Христа, снимут свои костюмы и спрячут их в шкаф, до декабря. Вертепы хорошо протрут, обернут и также спрячут до следующих колядок, однако воспоминания о нынешних останутся, равно как и появится желание придумать что-то новое и незабываемое для следующих.

Хождение с вертепом – передвижным миниатюрным кукольным театром, размещенным в коробе, в котором показывали целые спектакли на тему Рождества, было и остается древним и уникальным рождественским обычаем.

Чи треба українцям нових персонажів у вертепах - фото 1

В последние годы украинцы все чаще начали ставить традиционный вертеп с нетрадиционными персонажами. Так, героями вертепов в разные годы были Ленин, Сталин, Брежнев, Медведчук, Витренко, Янукович, Путин.

С началом войны на Донбассе среди персонажей появились "зеленые человечки", оккупанты, бандеровцы. В этом году в некоторых закарпатских вертепах видели даже Обаму и Гонтареву.

Чи треба українцям нових персонажів у вертепах - фото 2

А еще в осовремененном вертепе можно встретить рабочих СТО, олигархов, даишников, спецназовцев, прапорщиков, взяточников, чиновников и т.д и т.п.

Чи потрібні українцям нові персонажі у вертепах - фото 3

Чи потрібні українцям нові персонажі у вертепах (ФОТО, ВІДЕО) - фото 4

Но, как бы не менялись времена и их герои, главными персонажами традиционного вертепа на Закарпатье по прежнему остаются дед с бабой, пастушки, ангелы, черти.

Чи треба українцям нових персонажів у вертепах - фото 3

Костюмированный и разукрашенный небольшой коллектив, который в рождественские праздники прославляет рождение Иисуса, называют "бетлегем". Вертеп, который они носят с собой, - это уменьшенная копия храма, который в народе называют еще "церквушка". Посох с маленькими колокольчиками предупреждает, что по селу идут бетлегемы.

Впервые на Закарпатье вертепное действо описал Гиядор Стрипский - в июне 1907 года на Раховщине, в селе, которое называется ныне Верхнее Водяное. Кстати, этот материал Франко использовал для своей научной работы "Новые материалы к истории украинского вертепа" (1908). Вертепное действо в окрестностях с. Стройно на Свалявщине записал священник и этнограф Жаткович.

В 20-30 годы прошлого века этнографы рассказывали о Рождественском вертепе в Имстичеве на Иршавщине, виноградовском Королеве, Тячевщине, в Требушанах (Дилове) на Раховщине, в Великом Бычкове, в Дубовом и Вонигове (Тячевский район).

"В условиях советского Закарпатья, отмеченном неблагоприятными политическими тенденциями и неистовым разрушением традиционной культуры, вертепознавство, как важная отрасль этнологического изучения Украинских Карпат, приходит в упадок. Обнародовать новые записи фактически невозможно. В конце концов, и на эти представления наложили табу", — рассказывает в книге "Закарпатский вертеп" известный закарпатский фольклорист Иван Хланта.

Кстати, в этой книге представлены 27 сценариев художественно совершенных образцов вертепного действа Закарпатья, которые публиковались в различных сборниках и периодических изданиях в течение ХХ века. Немало текстов напечатано на основе современных записей. Помещены там также 50 образцов колядок с нотами, которые чаще всего используют во время Рождества.

Итак, в основу религиозного действа вертепной драмы положено евангельское повествование о рождении Иисуса Христа. Дева Мария родила сына, будущего спасителя (мессию), в пещере (вертепе), куда на ночь загоняли скот. Тогда же в небе появляется звезда. Цари-волхвы идут поклониться младенцу. Услышав о рождении Христа, Ирод, царь Иудейский, весьма огорчился: в лице Иисуса он увидел потенциального врага, и задумал его уничтожить.

Чи треба українцям нових персонажів у вертепах - фото 4

Волхвы, которых Ирод встретил, обещали, возвращаясь обратно, рассказать ему обо всем. Но ангел посоветовал им идти домой другим путем, чтобы те не стали причастными к осуществлению злого умысла. Иосифу же ангел приказал бежать с женой Марией и сыном в Египет. Однако разъяренный Ирод повелел своим воинам истребить всех маленьких детей. Так написано в Новом завете.

Чи треба українцям нових персонажів у вертепах - фото 5

Действие рождественского представления тематически распределяется на пять частей: обращение к зрителям, изложение сюжета, завязка, кульминация и развязка. Наиболее распространенным названием этого действа на Закарпатье является бетлегем, реже вертеп, изредка коляда, вифлеем, в отдельных случаях — "пастыри" или "черти" . Чаще эти названия употребляются параллельно.

Сегодня вертепом в основном увлекается молодежь и школьники. Состав исполнителей, за небольшим исключением, демонстрирует региональную специфику Закарпатья.

Чи потрібні українцям нові персонажі у вертепах - фото 7

"Без преувеличения можно сказать, что рождественский красавец-вертеп пленил всех. Он пустил в нашей стране глубокие, разветвленные корни. Народ не только подбирал необходимые для чуда песни, юмор и сатиру, меткое слово, но и колядки, и стихи с их неповторимыми метафоризмами. Из рода в род приумножался талант, выходя на новые, более просторные орбиты. Без вертепного действа немыслимы у нас Рождественские праздники, не познать иначе украинскую душу", - искренне написал о перспективах вертепного действа Иван Хланта.

Чи потрібні українцям нові персонажі у вертепах - фото 8

И не так уж важно, будут появляться в вертепах новые персонажи или нет, главное - чтобы действо не изменяло своему призванию: люди должны помнить, что добро всегда победит зло.

Чи треба українцям нових персонажів у вертепах - фото 7

Информация: открытые источники, интервью с Иваном Хлантой

Все новости Ужгорода и Закарпатья читайте на Depo.ua
 

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme